Когда умер фазиль. Умер фазиль искандер, "создатель метафизической абхазии". Награды и премии

русский и абхазский писатель и поэт

Фазиль Искандер

Краткая биография

Фази́ль Абду́лович Исканде́р (абх. Фазиль Абдул-иҧа Искандер; 6 марта 1929, Сухум, ССРА, ЗСФСР, СССР - 31 июля 2016, Переделкино, Московская область, Россия) - русский и абхазский писатель и поэт.

Родился 6 марта 1929 года в Сухуме в семье бывшего владельца кирпичного завода, выходца из Ирана, по происхождению - наполовину абхазца, наполовину перса. В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР, с тех пор Искандер больше никогда отца не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.

Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Пытался поступить на философский факультет МГУ, но в итоге стал студентом Библиотечного института в Москве. После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А. М. Горького , который окончил в 1954 году.

В 1954-1956 годах работал журналистом в Курске и Брянске. В 1956 году стал редактором в абхазском отделении Госиздата. С 1962 года постоянно жил в Москве.

Первая книга стихов «Горные тропы» вышла в Сухуми в 1957 году, в 1960-х годах начал печататься в журнале «Юность». Прозу начал писать с 1962 года. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в августовском номере «Нового мира» повести «Созвездие Козлотура». Повесть высмеивает «кампании» по подъёму сельского хозяйства в СССР и общественное мнение, легко поддающееся манипулированию. Экранизирована с включением мотивов также и других произведений Искандера в 1989 году. В одном из поздних интервью Искандер пояснил, что «сатира - это оскорблённая любовь: к людям ли, к родине; может быть, к человечеству в целом».

Фазиль Искандер печатался также в изданиях «Литературная Абхазия», «Новый мир», «Неделя». Ещё в советские времена Искандер был известен как автор остроумных афоризмов. Наиболее острый резонанс в эпоху творческой несвободы в СССР вызвал такой: «Если не в силах распилить свои оковы, плюй на них - может, проржавеют ».

В 1979 году участвовал в создании неподцензурного альманаха «Метрополь» (повесть «Маленький гигант большого секса»). После этого в течение ряда лет, вплоть до горбачёвской перестройки, испытывал проблемы с публикацией своих произведений в СССР.

Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года.

Творчество

Смех Искандера естествен, как реакция самой жизни на неестественную формальность официоза. Смех вскрывает и убивает фальшь, глупость и самодовольство тех, кто мнил себя наделённым властью над детьми, блаженными и коровами. Ho этот смех лишён назидательности, нравоучительства. Если хотите - плутовской смех, весёлый обман лжи, надувательство лицемерия. Он уничтожает, утверждая. Этот смех целителен и спасителен, ибо трагические обстоятельства времени столь сильны, что человека без ободряющего присутствия смеха охватили бы отчаяние и безнадёжность. Смех побеждает ложь, предательство, даже смерть.

Наталья Иванова, литературовед

Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». А также популярны повести «Человек и его окрестности», «Школьный вальс, или Энергия стыда», «Поэт», «Стоянка человека», «Софичка», рассказы: «Тринадцатый подвиг Геракла», «Начало», «Петух», «Рассказ о море», «Дедушка» и другие произведения.

Роман-эпопея «Сандро из Чегема», полный текст которого состоит из 32 глав и почти 1100 страниц, был урезан советской цензурой на две трети. В журнале «Новый мир» (1973, № 8-11) были фрагментарно опубликованы выдержки из романа, объёмом 240 журнальных страниц. Полный текст вышел в США: издательство Ann Arbor, в 1979 и 1981 годах, в СССР издан полностью в трёхтомнике в 1989 году. Роман включает в себя цикл новелл о старом дяде Сандро из горной кавказской деревни, образ которого близок персонажам абхазского фольклора. Новеллы составляют вместе нечто вроде современного плутовского романа, в котором нет сквозного действия, а в сатирическом ключе описываются тематически близкие эпизоды из разных времён - от предреволюционных до современных. Жанр произведений Искандера некоторыми литературоведами определялся как «магический реализм » или «мистический реализм ».

Сюжет многих сочинений Искандера разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства. Вольфганг Казак отмечал, что Искандер-прозаик отличается богатством воображения. «Искандер предпочитает повествование от первого лица, выступая в роли явно близкого самому автору рассказчика, охотно и далеко отклоняющегося от темы, который среди тонких наблюдений не упускает случая с юмором и критически высказаться о современности». Многим произведениям Искандера присущ стереоскопический «двойной взгляд»: глазами взрослого и глазами ребёнка, когда повествование много пережившего рассказчика перемежается с его воспоминаниями из дня сегодняшнего своего детства и тогдашнего видения мира.

Среди излюбленных тем философских размышлений в произведениях Искандера - понятия справедливости, чести, достоинства, аскетизм, любовь к земле, уважительное отношение к смерти и покойным. К числу «красных нитей», пронизывающих творчество Искандера, литературоведы относят «распад человечности, забвение веками складывавшейся народной этики», утрату добродетели в погоне за утилитарными выгодами, гибель и разрушение рода, равнодушие людей к будущему народа. Движущей же силой самосохранения человека в жестокое время нравственных утрат и духовного порабощения («Кролики и удавы») являются саркастичный, временами язвительный оптимизм, ни на миг не затихающее в произведениях Искандера противоборство «смех против страха ». И плутовской, по определению самого писателя, смех всегда побеждает: у Искандера почти нет произведений с трагическим и безысходным финалом.

В 2011 году, в день своего 82-летия, Фазиль Искандер заявил: «Я - безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен ».

Книги Искандера переведены на десятки языков мира.

Сам Искандер восхищался поэзией Александра Пушкина и Иосифа Бродского, прозой Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева.

Политическая и общественная деятельность

У нас в республике Фазиля Искандера знают в каждом доме. В своих произведениях он создал потрясающий образ Абхазии. Писатель Искандер - выдающийся. К сожалению, человек он не столь выдающийся. Сто раз выступив в защиту разных народов, он за всё время войны ни разу не возвысил голос в защиту родной Абхазии.

Владислав Ардзинба, первый президент Абхазии, 1994

Как общественный деятель и духовный авторитет общества, неоднократно выступал в защиту малочисленных народов, подписал множество писем в защиту высланных и репрессированных писателей. В 1989 году был избран от оппозиционных сил в составе 11 депутатов от Абхазской АССР в Верховный Совет СССР 12-го созыва. Избирательная кампания носила обострённый характер, но Ф. Искандер победил и работал депутатом до самороспуска Верховного Совета в 1991 году. В дальнейшем политикой больше не занимался. От первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы деликатно дистанцировался, в период грузино-абхазской войны как общественный деятель находился в тени. Не известно ни одного публичного выступления Искандера в поддержку суверенитета Абхазии - напротив, Станислав Рассадин цитировал спич Искандера, где он выступал против отделения Абхазии от Грузии, мотивируя тем, что это путь в «кровавый тупик», а сецессия болезненно воспринимается даже в Европе.

Фазиль был старейшиной и самой уважаемой фигурой в московской абхазской диаспоре.

Кончина и траур

Фазиль Абдулович Искандер скончался от острой сердечной недостаточности 31 июля 2016 года у себя на даче, в подмосковном Переделкино на 88-м году жизни. Глубокие соболезнования семье и поклонникам творчества и таланта Искандера выразил Президент России Владимир Путин.

Писатель был похоронен 2 августа после отпевания на Новодевичьем кладбище в Москве. В этот день в Абхазии был объявлен траур.

Семья

Был женат с 1960 года, жена - поэтесса Антонина Михайловна Хлебникова (Искандер). Имел сына и дочь.

Отметив золотую свадьбу весной 2011 года, Фазиль и Антонина Искандер совместно выпустили книгу стихов «Снег и виноград».

Награды и премии

  • орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (29 сентября 2004 года)
  • орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (3 марта 1999 года)
  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 марта 2009 года)
  • Государственная премия СССР (1989) - за роман «Сандро из Чегема»
  • премия Правительства РФ (26 декабря 2011 года) - за книгу «Избранные произведения»
  • Пушкинская премия (1993)
  • Государственная премия Российской Федерации (1994)
  • Государственная премия Российской Федерации - за вклад в развитие отечественной литературы (2014)
  • премия «Триумф» (1999)
  • орден «Честь и слава» I степени (18 июня 2002 года, Абхазия)
  • Почётный член Российской академии художеств
  • В честь Ф. А. Искандера астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала астероид (5615) Iskander, открытый 4 августа 1983 г.
  • В 2009 году Банк Абхазии выпустил посвящённую Фазилю Искандеру памятную серебряную монету из серии «Выдающиеся личности Абхазии», номиналом 10 апсаров.
  • Лауреат Бунинской премии (2013)

Сочинения

Стихи

  • Горные тропы. Стихи. Сухуми, 1957.
  • Доброта земли. Стихи. Сухуми, 1959.
  • Зелёный дождь. М., 1960.
  • Дети Черноморья. Сухуми, 1961.
  • Молодость моря. М., 1964.
  • Зори земли. М., 1966.
  • Летний лес. Стихи. М., 1969.
  • Путь. Стихи. М.: Сов. писатель, 1987.
  • Стихотворения. М., 1993.

Проза

  • Смеётся тот, кто смеётся (роман) // Неделя, апрель-июль 1964 г. (один из девяти авторов)
  • Созвездие Козлотура // Новый мир. 1966. № 8.
  • Запретный плод. М., 1966.
  • Колчерукий // Новый мир. 1967. № 4.
  • Три рассказа // Новый мир. 1969. № 5.
  • Дерево детства. М., 1970; 1974.
  • День Чика // Юность. 1971. № 10.
  • Сандро из Чегема // Новый мир. 1973. № 8-11. отд. изд. - 1977
  • Время счастливых находок. М.: Молодая гвардия, 1973.
  • Под сенью грецкого ореха. 1979.
  • Маленький гигант большого секса, в альманахе «Метрополь» (Ann Arbor, 1979); под названием «О, Марат!» в журнале «Огонёк» (1988. № 21-22); вошёл в роман «Сандро из Чегема» (Гл. 23. 1989). (Описание любовных приключений Берии)
  • Кролики и удавы. Ann Arbor, 1982; журнал «Юность», 1987.
  • Защита Чика. 1983.
  • Большой день большого дома. Сухуми, 1986.
  • Избранное. - М.: Советский писатель, 1988. - 576 с. - 100 000 экз.
  • Кофейня в море. Пьеса // Театр. 1988. № 6.
  • Стоянка человека. 1990.
  • Человек и его окрестности.
  • Тринадцатый подвиг Геракла.
  • Софичка. 1997.
  • Незваный гость. 1999.

Фильмография

  • 1969 - «Время счастливых находок».
  • 1984 - «Снег в сентябре» по рассказу «Заира».
  • 1986 - «Чегемский детектив».
  • 1989 - «Праздник ожидания праздника».
  • 1989 - «Воры в законе» по мотивам рассказов - «Бармен Адгур», «Чегемская Кармен» .
  • 1989 - «Созвездие Козлотура» по мотивам одноимённой повести.
  • 1989 - «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» по мотивам главы «Пиры Валтасара» романа «Сандро из Чегема» .
  • 1991 - «Расстанемся, пока хорошие» по мотивам рассказа «Дудка старого Хасана» .
  • 1992 - «Маленький гигант большого секса» по мотивам повести «О, Марат!» .
  • 2004 - телеспектакль «Привет от Цюрупы!», телеверсия спектакля Театра Сатиры по мотивам произведений («Думающий о России и американец» ).
  • 2016 - «Софичка» по мотивам одноимённой повести.

Документальные фильмы с участием Ф. Искандера

  • Апсны-Абхазия. Страна души. 2010 год.

Память

  • Имя Фазиля Искандера увековечено при жизни - его именем названа бывшая московская библиотека семейного чтения № 185 (ныне - библиотека № 202 «Культурный центр Фазиля Искандера») на Кастанаевской улице, 52, строение 2.
  • 6 марта 2017 года имя Фазиля Искандера присвоено Государственному Русскому Театру Драмы Республики Абхазия (РУСДРАМ) в Сухуме.
Категории: Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Искандера Фазиля Абдуловича

Фазиль Абдулович Искандер − русский поэт и писатель.

Детство и юность

6 марта 1929 года в Сухуми родился писатель Фазиль Абдулович Искандер. Его отец по национальности был иранцем. Когда Фазилю было 9 лет, отца депортировали, и мальчик рос у родственников матери.

Фазиль Абдулович блестяще окончил школу, после чего стал студентом Московского библиотечного института. Далее будущий писатель начал обучение в Литературном институте.

Некоторое время Фазиль Абдулович сотрудничал с газетой «Брянский комсомолец», а также работал в абхазском филиале Госиздата.

Творчество

Первый сборник поэтических произведений вышел у Искандера в 1957 году. Спустя пять лет вышли два его произведения в издании «Юность». В 1979 году Искандер участвовал в сборнике произведений «Метрополь», который был издан в Америке. За эти несколько лет писателя не печатали в СССР. Публикация работ на родине Искандера началась только в 1984 году.

Фазиль Абдулович писал рассказы, повести, стихи и романы. Среди наиболее известных: «Кролики и удавы», «Молодость моря», «Зеленый дождь», «Доброта земли», «Запретный плод». Общественное признание получил рассказ «Софичка». Известны другие творения писателя: «Где зарыта собака» и «Ночной вагон», а также собрание сочинений в количестве десяти томов. Повести и рассказы писателя выпускались на всех языках Европы.

На основе произведений Искандера снималось множество кинокартин. Самой известной экранизацией стала кинокартина «Воры в законе».

Также было снято еще две картины на основе произведений писателя: «Пиры Валтасара» и «Созвездие Козлотура». В 1992 году выпустили кинокартину «Маленький гигант большого секса», где главную роль сыграл . Это была экранизация произведения «О, Марат!».

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Общественно-политическая деятельность

Фазиль Искандер на протяжении десятилетий являлся активным авторитетом общества в отношении нравственности и морали. Писатель неоднократно заявлял о необходимости защиты малых народов, им написано множество писем, оправдывающих репрессированных писателей.

В 1989 году Фазиля Абдуловича избрали от оппозиционной партии в Верховный Совет СССР. Искандер долго боролся за должность, а победив, успешно работал депутатом до момента самороспуска структуры в 1991 году. Далее писатель не вел политическую деятельность.

Награды и достижения

Фазиль Абдулович являлся членом комиссии Союза писателей СССР, народным депутатом от Абхазской СССР, а также участником комиссии по Государственным премиям России и комиссии по правам человека.

Фазиль Абдулович с 1995 года являлся академиком РАЕН и Академии российского искусства. Также он был участником Независимой академии свободных искусств. Искандер имел звание почетного сотрудника Норвичского университета и члена Академии изящных искусств (Бавария).

Писателю вручалось несколько наград «За заслуги перед Отечеством» 3, 2 и 4 степеней, а также орден «Честь и слава» 1 степени. Он лауреат многих премий, например, Государственных премий России и СССР, премией «Триумф», а также памятным знаком РАН за вклад в развитие российской культуры.

В 2011 году писателю вручили премию по литературе «Ясная поляна» и премию России за сборник сочинений «Избранные произведения».

Фазиль Абдулович являлся старейшиной и уважаемым человеком в абхазской диаспоре Москвы.

В честь писателя названа планета. Банк Абхазии в 2009 году создал памятную монету из серии «Выдающиеся личности», которая посвящалась Искандеру.

Семья

Писатель 56 лет был женат на поэтессе Антонине Хлебниковой. У супругов родились дети: дочь и сын. В 2011 году супруги сообща выпустили сборник стихотворений «Снег и виноград».

Писатель скончался от сердечной недостаточности 31 июля 2016 года. Он погребен с почестями на Новодевичьем кладбище.

Сейчас, когда огромный ажиотаж вызывал выход очередного «Поттера», как уверяют рекламные материалы, «всколыхнувшего мир», есть другой повод вспомнить о литературе, к сожалению, печальный. 31 июля ушел из жизни Фазиль Абдулович Искандер, великолепный писатель, на книгах которого выросло не одно поколение мыслящих граждан нашей некогда единой великой страны. Его называют философом, потому что мысли, высказываемые его персонажами, слишком глубоки, чтобы укладываться в узкие рамки текущих реплик. Его считают поэтом - он писал волшебные стихи. Только лишь этого хватит, чтобы считать Фазиля Искандера великим человеком.

Печальное известие

Фазиль Искандер, как стало известно прессе, умер сегодня на своей даче в Переделкино. Семья сообщила «Интерфаксу» о смерти во сне, Life обладает информацией, что писателю стало нехорошо, и родные вызывали «Скорую помощь», но врачам не удалось его спасти. Искандеру было 87 лет, и проблемы со здоровьем, очевидно, были. По принятой градации, такая смерть считается скоропостижной, в отличие от формулировки «после продолжительной болезни», предполагающей долгие мучения. Как написал сам автор когда-то, в конце жизни сознание того, что человек всю жизнь трудился, успокаивает. Наверное, Фазиль Искандер если и не во сне умер, то спокойным был. Ему есть в чём отчитаться.

Чегем, детские годы

Почти всё детство будущего писателя прошло в абхазском селе Чегем, где он жил у родственников матери. Теперь этот небольшой населённый пункт известен миллионам читателей во всех подробностях, хотя абсолютное большинство из них в нём никогда не бывали. Сюда Фазиль Искандер «поселил» своего Сандро. События, разворачивающиеся на страницах тридцати двух сюжетно связанных новелл (не очень жёстко, можно и по отдельности читать), составляющих «плутовской роман» (так автор обозначил жанр), волновали весь Союз и даже многих зарубежных граждан, так как книга в полном объёме, не цензурированная, дважды выходила в США (изд. «Ардис», 1979, 1981 г.).

Сандро

Печатать Искандера массово начали в СССР только после начала горбачёвской перестройки, но отечественный читатель уже знал автора, главным образом по публикациям в «Юности» и «Новом мире».

Главным героем произведения стал знаменитый на весь район тамада дядя Сандро, которому за долгую жизнь довелось повидать много разного. Время, в которое разворачивается сюжет, охватывает почти столетие. В романе выдумано многое, в том числе даже целых два народа (эндурцы и кенгурцы), но присутствуют и вполне реальные исторические персонажи, такие как Сталин, Лакоба, Жордания и многие другие «портреты». Особый интерес вызывают рассказы о тридцатых годах, что, вероятно, и побудило советских цензоров «взяться за ножницы».

Мухус

В названии другого населённого пункта, часто встречающегося в произведениях Искандера, легко угадывается город Сухуми, где автор родился в 1929 году. Отец его до революции был иранским предпринимателем, собственником кирпичного завода, как ему удалось относительно благополучно прожить довольно долго в Стране Советов, остаётся лишь догадываться, но он женился на девушке из Чегема и растил сына. Однако продолжаться это долго не могло, в 1938 году Абдула Искандера выслали из СССР на родину, в Иран. Это был ещё не худший вариант развития событий, его не посадили и не расстреляли как шпиона, а просто депортировали, однако семьи своей он не видел больше никогда. Сам же маленький Фазиль прожил в Сухуми до десятилетнего возраста, а затем был отправлен в упомянутый Чегем, где учился в русскоязычной школе и очень старался, о чём свидетельствует золотая медаль.

Образование и начало творчества

После школы Фазиль Искандер учился в Москве, в Библиотечном институте, но с четвёртого курса перевёлся в Литературный им. А. Горького, он сразу понял, что в душе гуманитарий. Диплом получил в 1954 году, затем работал в редакциях местных периодических изданий в Курске и Брянске. Через два года «нелёгкие журналистские тропы» занесли его в родную Абхазию, где он и создавал свои произведения до начала 90-х годов, трудясь попутно в Госиздате ААССР. Первая вышедшая книга стала поэтическим сборником, называлась «Горные тропы» (1957), и этот старт дал возможность печататься в журнале «Юность», а это уже почти всесоюзная известность при всей скромности гонораров. К прозе Искандер обратился в 1962 году, будучи зрелым человеком в возрасте «за тридцать». Четырьмя годами позже в журнале «Новый мир», слывшем «ракетоносителем» всех советских литературных талантов, была опубликована повесть «Созвездие Козлотура», очень понравившаяся читателям. Это был успех. Фазиль Искандер стал знаменитым.

«Кролики и удавы»

Все персонажи Искандера изрекают афоризмы, но по философской насыщенности эта фантастическая сказка стоит даже в ряду его произведений особняком. В аллегорической манере легко читаются ассоциативные ряды с общечеловеческой действительностью, и даже наличие политического подтекста никак не влияет на степень злободневности повести-притчи. Мысли, высказанные в очень абстрактной манере, остаются вечными, они не зависят от времени и политического режима. Предательство, обещание «горошка», ложь во имя истины, разговоры о победе ради сокрытия правды и многое, многое другое, все эти приёмы слишком часто используются теми, кто хочет манипулировать людьми, в роли которых в этом произведении выступают извечные антагонисты, кролики и удавы. Читается эта сказка на одном дыхании. Правда, потом всё время хочется её, книгу эту, снять с полки и перечитать заново. И каждый раз находятся еще несколько мыслей, ранее незамеченных.

Экранизации

Произведения Искандера написаны столь живым языком, что все картины возникают в воображении и без помощи экрана. Очевидно, именно это их свойство побудило нескольких режиссёров снять фильмы по мотивам повестей, рассказов и романов, ставших уже у читателей культовыми. Картина «Балы Валтасара» стала большой удачей режиссёра Юрия Кары в 1989 году, в ней сыграли замечательные артисты, киногруппе удалось создать достоверную атмосферу 30-х. Очень неплохо удалась экранизация сатиричной повести «Созвездие Козлотура», снятая в том же году Мартиросом Фаносяном. В принципе, все киноработы, созданные на основе произведений Искандера, были заранее обречены на успех. Смотреть их всегда интересно. Но книги читать ещё увлекательнее. Возможно, потому, что необычайно живой слог автора даёт больше свободы для фантазии, чем плоский экран, запечатлевший режиссёрское видение.

Счастливая жизнь

Фазиль Искандер, судя по его постоянной улыбке, без которой мало какой его снимок обходится, прожил хорошую жизнь, счастливую и интересную. Ему удалось стать свободным, не будучи диссидентом, «пострадавшим за правду». Он всю жизнь занимался любимым делом, посвятил ему всего себя, у него была прекрасная семья - сын, дочь и понимающая жена Антонина, с которой они выпустили совместный поэтический сборник «Снег и виноград».

Признание и слава пришли при жизни, а это для автора очень важно. Были и многочисленные награды, ордена, государственные премии СССР и России и даже именная монета, отчеканенная в Абхазии в серии, посвящённой выдающимся людям родного края. И всё равно, даже сознавая удачливость его судьбы, терять такого человека тяжело и близким, и всей стране. Беря в руки книгу Фазиля Искандера, читатель знает, что ему предстоит беседа с мудрым и понимающим собеседником, с которым всегда есть о чём поговорить. И в этом смысле настоящий писатель обречён на вечность. Он жив, пока книги его читают.

В Москве в Переделкино в возрасте 87 лет скончался известный российский писатель и поэт Фазиль Искандер.

В Переделкино на 88-м году жизни скончался известный советский и русский прозаик и поэт абхазского происхождения Фазиль Искандер, ставший при жизни классиком отечественной литературы.

Причина смерти - острая сердечно-сосудистая недостаточность.

"Я - безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен" , - говорил о себе Фазиль Искандер.

"Он до последнего момента вел активный образ жизни, и ничто не предвещало беды", - поведала вдова писателя Антонина Хлебникова (Искандер).

Писатель неожиданно почувствовал себя плохо, а затем потерял сознание. Близкие вызвали "скорую помощь", но Искандер умер, не приходя в сознание. Врачи констатировали смерть.

Министр культуры РФ Владимир Мединский назвал Фазиля Искандера одним из самых выдающихся писателей своей эпохи.

"Будучи одним из выдающихся писателей своей эпохи, Фазиль Искандер не обходил вниманием острые темы, занимал активную гражданскую позицию и отстаивал интересы нуждающихся. За свою честность и открытость он снискал глубокое уважение и непререкаемый авторитет среди коллег и соотечественников", - отметил Мединский.

По словам министра Фазиль Искандер, будучи прославленным мастером слова, "внес несомненный вклад в развитие русской литературы, подарил нам множество ярких и запоминающих произведений: повестей, романов, стихов".

Мединский считает, что "творчество Фазиля Абдуловича погружает в уникальный и самобытный мир, который завораживает читателя богатством красок и образностью, оно пропитано любовью к жизни, родному краю, простым людям".

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в соболезнованиях в связи со смертью Фазиля Искандера назвал его выдающимся писателем, человеком большого таланта и широкой души.

"Не стало Фазиля Искандера. Его уход - невосполнимая утрата для мировой, но прежде всего для отечественной литературы, для всех нас. Фазиль Искандер был выдающимся писателем, человеком большого таланта и широкой души. Его произведения пронизаны любовью к людям, верой в них. Размышления о нашей жизни, о вечном и преходящем, о добре и зле, о необходимости выбора своего пути? Светлая память", - написал глава правительства РФ на своей странице в сети Facebook.

Премьер также отметил, что мудрые мысли Искандера, ставшие крылатыми выражениями, "учат жить и верить".

Прощание с классиком русской литературы Фазилем Искандером, который скончался накануне в Москве на 88-м году жизни, пройдет в Центральном доме литераторов (ЦДЛ) во вторник, 2 августа. Гражданская панихида состоится на Новодевичьем кладбище, где и похоронят писателя и поэта, пишет РИА "Новости" со ссылкой на семью Искандера.

Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что "по просьбе родных Фазиль Искандер будет похоронен на Новодевичьем кладбище".

В прощании с литератором примет участие официальная делегация Абхазии во главе с президентом Раулем Хаджимбой. В Москву из Сухуми также прибудут поэт и публицист Владимир Зантария, ректор Абхазского госуниверситета Алеко Гварамия и племянник писателя Ризан Искандер.

На родине Искандера, в Сухуми, решили установить памятник, а также назвать в его честь улицу. Также в республике будет создан центр Искандера, "чтобы превратить его в место, куда бы стекались почитатели его творчества со всего мира".

"Фазиль Искандер был великим человеком, который остается неотъемлемой частью народной культуры Абхазии. Мы сделаем все для того, чтобы память о нем сохранилась и передавалась из поколения в поколение", - говорится в сообщении Рауля Хаджимбы.

Фазиль Абдулович Искандер (абх. Фазиль Абдул-иҧа Искандер) родился 6 марта 1929 года в Сухуме (ССРА, ЗСФСР) в семье бывшего владельца кирпичного завода, иранца по происхождению.

В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР, с тех пор Искандер больше никогда отца не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.

Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью.

Искандер восхищался поэзией Александра Пушкина и Иосифа Бродского, прозой Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева.

Поступил в Библиотечный институт в Москве. После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1954 году.

В 1954-1956 годах работал журналистом в Курске и Брянске.

В 1956 году стал редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х.

С начала 1990-х постоянно жил в Москве.

Первая книга стихов «Горные тропы» вышла в Сухуми в 1957, в конце 1950-х годов начал печататься в журнале «Юность». Прозу начал писать с 1962.

Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в «Новом мире» повести «Созвездие Козлотура» .

Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». А также популярны повести «Человек и его окрестности», «Школьный вальс, или Энергия стыда», «Поэт», «Стоянка человека», «Софичка», рассказы: «Тринадцатый подвиг Геракла», «Начало», «Петух», «Рассказ о море», «Дедушка» и другие произведения.

Сюжет многих его сочинений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.

Печатался также в изданиях «Литературная Абхазия», «Новый мир», «Неделя».

В 1979 году участвовал в создании неподцензурного альманаха «Метрополь» (повесть «Маленький гигант большого секса»). Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года.

Как общественный деятель и духовный авторитет общества, неоднократно выступал в защиту малочисленных народов. В 1989 году был избран от оппозиционных сил в составе 11 депутатов от Абхазской АССР в Верховный Совет СССР 12-го созыва. Избирательная кампания носила обострённый характер, но Ф. Искандер победил и работал депутатом до самороспуска Верховного Совета в 1991 году. В дальнейшем политикой больше не занимался. От первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы деликатно дистанцировался.

В честь Ф. А. Искандера астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала астероид (5615) Iskander, открытый 4 августа 1983 г.

В 2009 году Банк Абхазии выпустил посвящённую Фазилю Искандеру памятную серебряную монету из серии «Выдающиеся личности Абхазии», номиналом 10 апсаров.

Имя Фазиля Искандера увековечено при жизни - его именем названа бывшая московская библиотека семейного чтения № 185 (ныне - библиотека № 202 «Культурный центр Фазиля Искандера») на Кастанаевской улице.

Умер 31 июля 2016 года в Переделкине в результате острой сердечно-сосудистой недостаточности.

Личная жизнь Фазиля Искандера:

С 1960 года была женат на поэтессе Антонине Михайловне Хлебниковой (Искандер).

У пары родились сына и дочь.

Отметив золотую свадьбу, весной 2011 года Фазиль и Антонина Искандер совместно выпустили книгу стихов «Снег и виноград».

Антонина Михайловна Хлебникова (Искандер)

Библиография Фазиля Искандера:

Стихи Фазиля Искандера:

Горные тропы. Стихи. Сухуми, 1957
Доброта земли. Стихи. Сухуми, 1959
Зелёный дождь. М., 1960
Дети Черноморья. Сухуми, 1961
Молодость моря. М., 1964
Зори земли. М., 1966
Летний лес. Стихи. М., 1969
Путь. Стихи. М.: Сов. писатель, 1987
Стихотворения. М., 1993.

Проза Фазиля Искандера:

Созвездие Козлотура // Новый мир. 1966. № 8
Запретный плод. М., 1966
Колчерукий // Новый мир. 1967. № 4
Три рассказа // Новый мир. 1969. № 5
Дерево детства. М., 1970; 1974
День Чика // Юность. 1971. № 10
Сандро из Чегема // Новый мир. 1973. № 8-11. отд. изд. - 1977 (урезано цензурой на две трети); полный текст вышел в США: Ann Arbor, 1979 и 1981, в СССР полностью в 3-х тт., 1989
Время счастливых находок. М.: Молодая гвардия, 1973
Под сенью грецкого ореха. 1979
Маленький гигант большого секса, в альманахе «Метрополь» (Ann Arbor, 1979); под названием «О, Марат!» в журнале «Огонёк» (1988. № 21-22)
Кролики и удавы. Ann Arbor, 1982; журнал «Юность», 1987
Защита Чика. 1983
Большой день большого дома. Сухуми, 1986
Избранное. - М.: Советский писатель, 1988
Кофейня в море. Пьеса // Театр. 1988. № 6
Стоянка человека. 1990
Человек и его окрестности
Тринадцатый подвиг Геракла
Софичка. 1997
Незваный гость. 1999.

Фильмография Фазиля Искандера:

1969 - «Время счастливых находок»
1986 - «Чегемский детектив»
1989 - «Праздник ожидания праздника»
1989 - «Воры в законе» по мотивам рассказов - «Бармен Адгур», «Чегемская Кармен»
1989 - «Созвездие Козлотура» - по мотивам одноимённой повести
1989 - «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» - по мотивам главы «Пиры Валтасара» романа «Сандро из Чегема»
1991 - «Расстанемся, пока хорошие» - по мотивам рассказа «Дудка старого Хасана»
1992 - «Маленький гигант большого секса» - по мотивам повести «О, Марат!»
2016 - «Софичка» - по мотивам одноимённой повести.

Умер на 88 году жизни известный советский и российский писатель Фазиль Искандер. 87-летний писатель почувствовал себя плохо и потерял сознание. Родные вызвали «скорую помощь», но врачи помочь ему не смогли. Фазиль Абдулович умер не приходя в сознание. Врачи «скорой» констатировали биологическую смерть.

Искандер родился в Абхазии, и его творчество прекрасно вписывалось в доктрину о "дружбе народов". Родившийся в семье иранского капиталиста, советский писатель писал на первый взгляд как будто бы на безобидные темы, и еще он писал смешно - и советские руководители как бы не воспринимали его всерьез. В итоге литературная судьба Искандера сложилась удачно. Добрый, светлый писатель, в книгах которого были и юмор, и печаль, но не было "чернухи" и советского официоза. Себя Фазиль Абдулович считал русским писателем, много воспевавшим Абхазию. По-абхазски он не написал ничего. Выбор русской культуры для Искандера был однозначен...

Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 года в Сухуми в семье бывшего владельца кирпичного завода иранского происхождения. В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР, с тех пор Искандер больше никогда отца не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.
Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Поступил в Библиотечный институт в Москве. После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1954 году.
В 1954—1956 годах работал журналистом в Курске и Брянске. В 1956 стал редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х. С начала 1990-х постоянно жил в Москве.

Первая книга стихов «Горные тропы» вышла в Сухуми в 1957, в конце 1950-х годов начал печататься в журнале «Юность», также в изданиях «Литературная Абхазия», «Новый мир», «Неделя». Прозу начал писать с 1962. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в «Новом мире» повести «Созвездие Козлотура». Позднее Искандер не раз возвращался к сатире - в годы перестройки все наперебой цитировали его афоризм: «Наш страх - это ваш гипноз», из философской сказки «Кролики и удавы».
В 1979 году участвовал в создании неподцензурного альманаха «Метрополь» (повесть «Маленький гигант большого секса»).
Главные книги Искандера: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». А также популярны повести «Человек и его окрестности», «Школьный вальс, или Энергия стыда», «Поэт», «Стоянка человека», «Софичка», рассказы: «Тринадцатый подвиг Геракла», «Начало», «Петух», «Рассказ о море», «Дедушка» и другие произведения. Сюжет многих его сочинений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства. В новеллах Искандера много теплого веселья, которое легко перетекает в печаль, но никогда - в безысходность. А потому в его прозу погружаешься с удовольствием и живешь в ней, как в светлом и уютном доме, из которого не хочется уходить.
Сам Искандер восхищался поэзией Александра Пушкина и Иосифа Бродского, прозой Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева. В 2011 году, в день своего 82-летия, Фазиль Искандер заявил: «Я — безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен.
Наша классическая литература признана всем миром как самая совестливая. Мы редко задумываемся над тем, что это же настоящее чудо: за каких-то 70 лет - с 1820-го (начало зрелости Пушкина) до 1890-го (зрелость Чехова) - в России была создана поистине великая литература. Европейской культуре на подобный процесс понадобилось почти 500 лет. "Война и мир" и "Братья Карамазовы" - это не только непревзойденные художественные образцы, в них - суть тысячелетней христианской цивилизации».

Как общественный деятель, неоднократно выступал в защиту малочисленных народов. В 1989 году был избран от оппозиционных сил в составе 11 депутатов от Абхазской АССР в Верховный Совет СССР 12-го созыва. Избирательная кампания носила обострённый характер, но Ф. Искандер победил и работал депутатом до самороспуска Верховного Совета в 1991 году. В дальнейшем политикой больше не занимался. От первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы деликатно дистанцировался.

Искандер удостаивался различных почетных наград, включая ордена «За заслуги перед отечеством» II, III и IV степеней, а также Государственной премии СССР, премии Правительства РФ, и Государственной премии Российской Федерации в 1994 и 2014 годах. Также являлся почетным членом Российской академии художеств.

Из интервью с Ф.Искандером:
- Вы ощущаете себя русским писателем?
- Для писателя его национальная принадлежность в конечном итоге определяется языком, на котором он пишет. Я пишу по-русски. И я - русский писатель, но певец Абхазии.

- Как к вам относятся соотечественники?
- Очень хорошо, они испытывают патриотизм и радость от того, что я открываю глаза широкому читателю на нашу маленькую Абхазию. Раньше я бывал в Абхазии каждый год, но после войны бываю намного реже. Хотя в прошлом году был и в этом - собираюсь. Когда я приезжаю, всегда общаюсь и с интеллигенцией, и с народом.

Серебряная монета «Фазиль Искандер» номиналом 10 апсаров из серии «Выдающиеся личности Абхазии»

- Вы скучаете по Абхазии?
- Остается какая-то ностальгия, но писателю она даже необходима, это делает его перо более лиричным и сильным.

Религиозные конфликты надуманы
- Почти все ваши герои - мусульмане, а вы - христианин. Как это сочетается?
- Христианство пришло в Абхазию в VI веке. Абхазия стала христианской, долгое время находилась под влиянием Византии, но в ХV веке Византия пала, и тогда началось сильное влияние Турции. Так возникло абхазское мусульманство. Абхазы действительно часто говорят: "Аллах", но это во многом условно. Я не видел в Абхазии ни одного мусульманского храма. Сейчас часть абхазов себя считают мусульманами, часть - христианами, хотя христианство развивается более бурно.

- Две религии легко сосуществуют в одном народе, на одной улице?
- Конечно, народ к этим вопросам относится просто. Все эти религиозные конфликты во многом надуманы.

Над погибшими не смеются

- Что дает вам, как писателю, чувство юмора?
- Я думаю, юмор дает очень многое. Юмор поправляет промахи жизни. Поэтому тексты, насыщенные юмором, так близки читателю.

- Однако русские классические писатели, как правило, серьезны. Почему это так?
- Я не думаю, что это так. Много юмора у Пушкина, своеобразный юмор есть у Достоевского. А у Гоголя! Совершенно гениальный юмор, хотя в итоге его трагическое мироощущение эту веселость поглотило...

- Наша политическая реальность - повод для смеха?
- Если над недостатками страны хочется смеяться, значит, страна еще может выздороветь. Если смеяться над недостатками страны не хочется, значит, она уже погибла. Над погибшими не смеются.

- А над чем вам хочется смеяться сегодня?
- Над очень многим. У нас - переходный период, мы движемся от тирании к демократии, много недостатков осталось от прежней жизни, сильно искажается внутренняя сущность демократии. Так что политикам нужно бороться за чистоту демократического государства, а не политики должны набираться терпения. А писатели могут смеяться над недостатками новой жизни, например, над фантастическим по своей наглости новым классом чиновников - буржуа...

Поэзия достигнутой гармонии

- Вы пишете и стихи, и прозу, кто же вы в большей степени - поэт? Писатель?
- Я над этим не задумываюсь. Я начинал как поэт, издал несколько поэтических книг. Прозу начал писать сравнительно поздно, в тридцать лет. Но постепенно проза все больше и больше меня захватывала, основное время стало уходить на прозу, хотя и с поэзией я не прощался. До сих пор пишу и стихи, и прозу.

- В одном из эссе вы написали, что существует литература дома и литература бездомья. Сегодняшнюю литературу можно оценить по этим критериям?
- Я думаю, всю мировую литературу можно оценивать по этим критериям, сегодняшнюю - тоже. Если вы помните мои рассуждения, в русской литературе довольно четко проявилась поэзия дома и бездомья. Пушкин - дом, рядом Лермонтов - бездомье, Толстой - дом, рядом Достоевский - бездомье. Ахматова - дом, Цветаева - бездомье. Это совсем разные типы. Писатель дома бывает мудрее, писатель бездомья бывает умнее. Писатель бездомья не задумывается о доме, пока он не гармонизировал весь мир. А писатель дома видит гармонию в доме и пытается постепенно гармонизировать все вокруг. То есть это поэзия достигнутой гармонии и поэзия тоски по гармонии.

- Вы проснулись утром. Ваша первая мысль?
- Я просыпаюсь с одной и той же мыслью: удастся ли мне сегодня поработать творчески?

- Над чем вы работаете сейчас?
- Понемногу что-то записываю, мысли, афоризмы.

- Из каких побуждений вы пишете?
- В творчестве главное - это внутренняя потребность, но эта внутренняя потребность в какой-то мере редактируется чувством долга. Я считал всегда своим долгом помогать человеку взбодриться в этой трудной жизни и быть достаточно добрым, достаточно честным. А вообще конечная задача искусства, как и религии, - очеловечивание человека.
(отсюда)

На сложные вопросы Искандер, как истинный мудрец, порой дает ответы, неожиданные в своей простоте.
Лидия Графова : Фазиль Абдулович, когда вы еще были депутатом горбачевского съезда, мы делали с вами беседу о совете мудрецов. Вы тогда выдвигали весьма наивную идею о создании некого надправительственного совета из безукоризненно честных авторитетных людей, которые будут насаждать в обществе и во власти законы совести.

Фазиль Искандер: Я и сейчас думаю, что совесть - самое главное. Мы вслед за Марксом заблудились, считая, что экономика это базис, а все остальное - надстройка. Тысячелетний опыт человечества, все религии мира утверждают, что как раз наоборот: именно совесть - базис, а экономика - одна из важнейших надстроек. Вот та же рыночная экономика, она может хорошо работать при более или менее здоровом состоянии базиса. А экономика без базиса совести - это зверинец с открытыми клетками, что мы и видим сегодня у нас.
Нас ждут трагические неудачи, пока мы не осознаем, что фундаментом человеческой жизни и целого государства является совесть. Разбуженная совесть - самый грандиозный источник человеческой энергии.

Графова : Раньше говорили: по закону и по совести. Теперь про совесть уже как-то и не принято говорить.
Искандер : Если бы самые идеальные законы автоматически ограничивали аморальные поступки человека, от этого могла бы захиреть совесть, разгруженная законами. И не устремится ли тогда бессовестность человека в такие области, куда не может проникнуть никакой закон?
Мы знаем, что отдельные люди поддаются воспитанию, но человечество в целом не воспитуемо. Божественный парадокс существования состоит в том, что мы, зная, что человечество не воспитуемо, должны жить так, как будто оно воспитуемо. Иначе наступит хаос.
В Евангелии Христос проявляет несвойственное ему беспокойство, когда видит в людях недостаток веры. Он как бы заранее подозревает, что эта человеческая слабость может оказаться роковой.

Графова : Вы говорите об энергии разбуженной совести, но как и кто ее может разбудить?
Искандер : Воля к добру заставляет знакомые слова сверкать заново, а вот то, что мы часто слышим от высокопоставленных чиновников, звучит вяло и неаппетитно. Слушая такие речи, не только человек, даже котенок не спрыгнет с табуретки. Гумилев писал, как "дурно пахнут мертвые слова". А живые слова, способные разбудить чью-то спящую совесть, может и должна, конечно, сказать интеллигенция. Настоящий интеллигент - это человек, для которого духовные ценности обладают материальной убедительностью, а материальные ценности достаточно призрачны.

Интеллигентного человека бывает легко обмануть и ограбить в жизни, но настолько же трудно его ограбить в духовном отношении. Потеряв многое, почти все, культурный человек по сравнению с обычным оказывается крепче в сопротивлении жизненным обстоятельствам. Богатства свои он хранит не в кубышке, а в Банке Мирового Духа. И, многое потеряв, он может сказать, да и говорит себе: я ведь еще могу слушать Бетховена, перечитать Пушкина и Толстого - значит, далеко не все потеряно.

Сохранить чистоту своей совести при советской власти было легче, чем сегодня. Тогда зло было с достаточно четко очерченными границами. Если ты вопреки своей совести переходил эти границы, то ты знал, что делал. Это было свободным проявлением твоей личной воли и потому не слишком страшно.
Сегодняшнее зло расплывчато и потому страшней. Что будет со страной, что будет с нами - никто не знает. При советской власти была уверенность, что хуже не будет. Сейчас такой уверенности нет. Советская власть, загнав нас в яму, тем самым оградила нас от пропасти.

Вербовка в органы большого количества людей развращала население и заставляла многих бояться друг друга. Это и нужно было тоталитарному государству. Один мой лихой знакомый рассказывал, что когда его начали вербовать, он согласился, но потребовал, чтобы ему ежемесячно платили довольно большие деньги. Его безболезненно прогнали. Может быть, решили, что он уже достаточно развращен.

Когда стена коммунизма обрушилась, коммунисты сначала растерялись, потом взяли себя в руки, надели на себя спецовки демократов и стали руководить очистительными работами: "Вот эти обломки в эту кучу. А эти обломки мы будем продавать, и не ваше дело, кому и за сколько мы их продадим. Это наши обломки". И люди стали покорно разносить обломки стены. И никто не обратил внимания, что обломки, которые сваливались в кучу, все больше и больше напоминают новую стену. Стену несвободы.
Сегодня некоторые крупные чиновники, когда их видишь по телевизору, невольно выдают свою уголовную сущность. Походка, рукопожатие, поцелуи, улыбки. Они по ту сторону закона и каждым движением как бы выражают свою тайную иронию над побежденным законом, а дополнительно еще и радуются, что эта их ирония, насмешка над нами не ловится законом: вот видишь, а ничего ведь не докажешь.

Графова : Герои ваших книг такие естественные, свободные люди. Как бы вы определили, что такое свободный человек?
Искандер : Свободный человек - это человек, чуткий к свободе другого, и потому он свободно и непринужденно самоограничивается. Понять свободу, как вещь для собственного потребления - все равно, что сказать: "Я щедрый человек. Я хорошо угостил себя".
Ну а мой Чегем - это тоска по цельной жизни и по цельным характерам. Обломки этой цельной патриархальной жизни я еще застал в своем чегемском детстве. Из них я строил свой литературный дом. Юмор, ирония, сатира, лирика и сама правда, даже в ее высшем смысле, для меня имеют значение только тогда, когда поднимают и укрепляют дух человека. Похожая мысль есть у Мандельштама. Он говорит: если поэзия не лечит, значит, это не поэзия. Ничто так не радует, как если ты вдруг узнаешь, что твою заветную мысль уже высказал другой. Значит, она объективна.

Графова : С каким желанием вы садитесь за письменный стол?
Искандер : Творческий аппетит приходит ко мне только тогда, когда я в том или ином сюжете нахожу угол сопротивления распаду. В остальных случаях писать мне лень. К лепету многих литературных новаций отношусь скептически. Думаю, что воля к добру и разуму должна господствовать над любым жизненным абсурдом. Нельзя забывать афоризм Шопенгауэра: кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

Графова : Вы упомянули Шопенгауэра, а мне вспомнились ваши интересные рассуждения о Ницше.
Искандер : Вот представим, что знаменитое изречение Ницше: падающего толкни - стало бы государственным законом. Скольких не падающих толкали бы... "Он же не падал, почему ты его толкнул?" - "А мне показалось, что он падает". Марксизм, в сущности, и есть ницшеанство, только без его поэзии. В роли сверхчеловека выступает диктатор. Его главный лозунг: вокруг нас враждебное окружение, мы должны толкнуть их. И толкали как могли. В результате развалились сами, причем без всякого внешнего толчка. Это лишний раз напоминает нам о том, что каждый человек и каждое общество прежде всего должны быть озабочены собственной устойчивостью. Сосредоточившись на мысли о чужой неустойчивости, и отдельный человек, и общество невольно забывают о собственной устойчивости.

Графова : Сегодня идет много споров о том, можно ли было сохранить Советский Союз...
Искандер: Распад Союза я считаю огромной трагедией - распалась по-живому реально существовавшая человеческая общность. Вот сын недавно меня спросил, испытывал ли я дискомфорт из-за того, что отношусь, как теперь считается, к "лицам кавказской национальности". Да никогда раньше у нас таких глупостей не было!

Графова : Так что же теперь случилось с советской дружбой народов?
Искандер : Неумение народа ладить с другим народом есть продолжение неумения ладить человека с человеком. Да что тут винить народ! Нет предела подлости той интеллигенции, которая не только не способствует смягчению нравов, развитию народной самоиронии, а нагло зарабатывает дешевую популярность, разжигая националистические страсти.

Определить национальный характер бывает не под силу даже величайшим умам. Но чем примитивней человек, тем он пристальней разбирается в "чистоте" крови. Хочется что ли скинуть на предков свои обиды и неудачи? А ведь в сущности национальных характеров нет, есть национально окрашенные добродетели и пороки. Иногда они так густо окрашены, что действительно кажутся национальными характерами.
Вообще-то национальный гений обладает парадоксальным свойством. Как французы повлияли на Пушкина - мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского - мы знаем. Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу - мы знаем. Но вот ведь что выясняется: предварительным условием углубленного национального самосознания является знание чужого, прививка чужого. То, что либеральная политика (мысль о сближении народов) стремится доказать риторически, культура на практике уже давно доказала.

Графова : Вы говорите о взаимообогащении культур, но сегодня во многих европейских странах паника: политика мультикультурализма, считается, провалилась. Особенно накалились страсти в Германии.
Искандер : Думаю, в Германии эти страсти скоро остынут. Как раз Германия имеет очень сильную прививку против национализма. После поражения в войне Германии повезло с условиями для покаяния. Нация, считавшая себя непобедимой высшей расой, потерпела полный крах. В условиях чудовищной наглядности этого краха - развалины тысяч городов, голод, миллионы убитых и искалеченных - происходило покаяние. Немцы опомнились: так это мы непобедимая высшая раса? Такой расы нет и не может быть. Мы должны возвращаться, склонив повинно головы, в семью человечества. Происходило действительное всенародное покаяние. К тому же Германии повезло с Аденауэром и блестящими экономистами. Впрочем, просто ли повезло? Скорее всего, чудо экономического возрождения ФРГ стало следствием покаяния. Та самая энергия разбуженной совести.

У нашей же страны не было таких наглядных признаков краха. Жить при советской власти было трудновато, но ведь и всегда было трудновато. Крах СССР был психологическим шоком для правящей номенклатуры. Власти, конечно, видели, что система исчерпала себя, не работает, но были бессильны что-то исправить. А вот народу это приближение трагедии было почти незаметно. Психологический крах у народа наступил давно, простые люди привыкли к безнадежности, отчаялись. И народ подлечивался водкой. Знаете, вся Россия - это пьющий Гамлет. И бессмысленно было упрекать советского человека: вот ты верил в коммунизм, а теперь, видишь, что получилось. Он же мог ответить: да я в коммунизм давно не верю, если и верил когда-то, то совсем чуть. Так в чем же нам каяться? К общенародному покаянию приходят или при чудовищной наглядности наделанных бед, или при достаточно чуткой религиозной культуре. Чтобы каяться в безбожии, нужна ведь искра божья, а где ее взять?

Графова : А сегодня вместо покаяния больше половины населения нашей страны одобряют лозунг "Россия для русских".
Искандер : По-моему, патриотизм - это театр, где вход без билетов. И у каждого зрителя есть шанс стать актером. Одни именно по этим причинам бегут туда, а другие именно по этим причинам смущаются и проходят мимо.

Современное человечество болеет многими болезнями, и одна из эпидемий - национальный вопрос. Вот смешной эпизод: мой немецкий переводчик, прочитав "Сандро из Чегема", вдруг спросил: "Эндурцы - это евреи?" Я даже растерялся от недоумения, но потом оказалось, что этот вопрос возбуждает любопытство разных народов. А ведь эндурцев и кенгурцев я придумал еще в детском саду. Мой любимый дядя хохотал над моими рисунками, где я изображал бесконечное сражение двух придуманных племен. Потом любимый дядя погиб в Магадане, а эти придуманные народы всплыли в романе как названия двух районов Абхазии. Впрочем, поиски и выявление среди людей "эндурцев" и есть первый признак самих эндурцев. Позднейший лозунг: "Эндурское - значит отличное!" - ко мне никакого отношения не имеет.

Графова : Получается, "эндурцами" могут быть представители любой нации?
Искандер : "Эндурцы" - это и наш предрассудок (чужие), и образ дурной цивилизации, делающей нас чужими самим себе. Однажды мы можем проснуться, а кругом одни "эндурцы". Правда, из этого не следует, что мы не должны просыпаться. А следует, что просыпаться надо вовремя.

Цитаты из произведений:

Человек устает бороться и делает вид, что он помудрел.

То, что мы собираемся сделать завтра, делает нас сегодня такими, какие мы есть.

Самоубийство - следствие ощущения личного краха.

Природа предлагает нам свою мудрость, а не навязывает ее нам.

Современный человек чувствует неустойчивость всего, что делается вокруг него. У него такое ощущение, что все должно рухнуть, и все почему-то держится.

Человек, который все имел, а потом все потерял, еще сорок лет чувствует себя так, как будто он все имеет. А человек, который был нищим, а потом разбогател, еще сорок лет чувствует себя так, как будто он нищий.

У человека есть еще одна возможность быть счастливым — это умение радоваться чужому счастью. Но взрослые редко сохраняют это умение.

Кролик, переработанный удавом, превращается в удава. Значит, удавы - это кролики на высшей стадии своего развития. Иначе говоря, мы - это бывшие они, а они - это будущие мы.

Там, где много говорят о победах, или забыли истину, или прячутся от нее.