Мнение: Дядюшка Скрудж. Всего лишь бедный старичок. Обзор «Дядюшка Скрудж: Всего лишь бедный старичок Дядюшка скрудж всего лишь бедный старичок

Издательство: АСТ, 2017 г.

Серия: Disney Comics. Утиные истории

ISBN: 978-5-17-101749-1

Кто, по версии Forbes, самый богатый парень на свете?

Конечно же это самый знаменитый селезень в мире - Скрудж Макдак!!!

Владелец один мультиплижиллион девять обскватуматиллионов шестьсот двадцать три долларов и шестьдесят двух центов!

Как здорово, что издательство «АСТ» не стало нас долго мучить ожиданием и практически сразу же после выхода первой книги серии «Дядюшка Скрудж и Дональд Дак» (мой отзыв ) выпускает вторую книгу «Дядюшка Скрудж. Всего лишь бедный старичок».

Сборник включает в себя классические истории 1950 годов.

Предисловие к книге написал Джордж Лукас.

Всего в книге 27 историй. Как вы знаете деньги это смысл всей жизни Скруджа Макдака. И именно вокруг них построены все истории про Скружда.Из второй книги можно узнать о том как:

Скрудж Макдак скопил свое огромное состояние,

про самые первые стычки Скруджа с братьями Гавс,

Скрудж потерял свою первую любовь,

Скрудж вернул многовековой родовой долг, а также побывал на дне океана, в затонувшем городе Атлантиде и многие другие истории

Также сборник включает в себя большое количество небольших забавных эпизодов из жизни Скруджа и интересные дополнительные материалы (комментарии специалистов по истории комиксов, черно-белые зарисовки страниц, биография Баркса).

Мне истории понравились. Некоторые истории перекликаются с мультфильмами, которые я смотрела в детстве. И для меня, выросшей на мультфильмах Диснея, это возвращение в детство. И чего уж лукавить книгу покупала в первую очередь себе. И я буду очень рада - если книга понравится и сыну.

Книга выпущена в твердом переплете. Обложка частично лакированная. Толстенная - 248 страниц (на 40 страниц больше чем в первой книге). Тираж 6000 экз., что на 1000 экз. меньше чем тираж первой книги. Страницы книги - плотные, иллюстрации яркие.

Комиксы Баркса - одна из немногих вещей, на которую можно указать со словами: “Нравится вам или нет, но это и есть Америка!” И уже по этой причине они - бесценное литературное наследие.

Джордж Лукас

Именно так отзывается об утиных рассказах Карла Баркса режиссер и сценарист Джордж Лукас, и я готов подписаться под каждым словом и даже добавить немного своих.

Как и многие мои сверстники, я рос на мультфильмах и мультсериалах 80-90 гг. Одним из самых милых сердцу мультсериалов всегда был именно “Утиные Истории”. Мультфильм сразу стал столь культовым, что слагать о нем изъезженные абзацы мне не видится необходимым. Вместо этого я лучше расскажу о первом в России издании ранних приключений Скруджа МакДака, написанных и нарисованных пером (кхе-кхе) создателя селезня-скупердяя Карла Баркса.

Первое о чем стоит оговориться, это сама серия изданий. Оригинальные издания выпускаются в США под эгидой Fantagraphics - одного из лучших с точки зрения типографии и лицензий издательства комиксов в США (да и в мире, в общем-то). В оригинальных изданиях порядок выхода историй носит не совсем хронологический характер*; на данный момент изданы 9 томов приключений Дональда Дака и 2 тома о Дяде Скрудже (3й выйдет в мае 2017).

Всего в серии запланировано около 30 томов. В России “утиную” продукцию взялись выпускать АСТ, начав серию Carl Barks Library именно самыми ранними приключениями Скруджа с племянниками. Честно говоря, в сознательно взрослом возрасте я точно ранее не читал Баркса, как и вообще дисней комиксы в оригнале, но такой выбор мне кажется разумным. Остается лишь гадать (или кидать мне в личку анонсы, которые я мог профукать) будут ли АСТ издавать и похождения Дональда в будущем.

*Изначально Баркс работал над переносом мультипликационного Дональда на страницы комиксов в ином виде, позже придумав Скруджа и создав широкую мифологию персонажей.

Сам сборник абсолютно самодостаточен. В первую книгу вошли порядка 27 многостраничных (10-25 страниц) и одностраничных историй.

Одностраничные истории в основном создавались для заполнения места в журналах, где комиксы изначально печатались. Их особенность заключается в классической структуре гег*-комиксов. Так как места для истории на 1 странице мало, такие комиксы ставят своей целью рассказать короткий и часто ироничный визуальный анекдот. В случае с дядей Скруджем тематикой таких комиксов служат деньги и скупердяйство.

*gag (гэг) — комедийный приём, в основе которого лежит очевидная нелепость.

Если мелкие истории представляют собой рутинные будние Скруджа с экономией пенсов и четвертаков, то крупные истории являют читателю витиеватые и часто фантастические рассказы о спасении состояния пернатого старичка и новой наживе.

Все истории несут свои морали, посылы и даже социальные подтексты. При вполне невинном рекомендуемом уровне читательского возраста 6+, истории Баркса имеют совершенно другой, зачастую весьма взрослый, характер, нежели вышеупомянутый мультфильм в основу многих серий которого легли именно истории Баркса (в том числе и из этой книги). При этом здесь ранее имела место и цензура! Например, в истории “возвращение к Клондайк”, также частично экранизированной в мультфильме, есть сцена, в которой Скрудж собственноручно избивает пару десятков ушлых ребят защищающих украденный у Макдака самородок. Сцена эта была изначально вырезана редакторами и в полном виде вышла значительно позже в переизданиях. Нам с вами это покажется ерундой, но не забывайте, что комиксы эти издавались для совершенно иной аудитории в начале 50-х годов прошлого столетия, т.е. около 67 лет назад!

Возраст историй, кстати говоря, является самым умопомрачительным аспектом комикса. Я читал и читаю довольно много стрипов того времени и знаю, что серьезных вещей всегда хватало и тогда, если знаешь, где искать, но Баркс все равно изумляет меня своей подачей важных и главное поучительных историй с четкой моралью, облаченной в, казалось бы, детские истории о жадном селезне и его семейке.

Самым ярким примером как многослойности, так и бессмертия этих историй, можно посчитать историю “Драгоценный хрен” в которой пронырливый Хапуга Максуд пытается отобрать у Скруджа состояние юридическими путями, вороша оплошности предка МакДака. Мало того, что антагонист истории в какой-то момент скидывает за борт лодки своего товарища, как свидетеля преступления (не бойтесь, команда Скруджа спасла бедолагу), что выглядит довольно жутко на фоне других историй, так тут еще и имеется авторский личный подтекст отражающий нелюбовь Баркса к юристам, в то время объяснимую тяжелым бракоразводным процессом со второй женой. Контраст между действиями Скруджа и его оппонента наглядно показывает, почему Скрудж все-таки положительный, хотя и не безгрешный, персонаж.

К слову, биография Карла Баркса, ввиду его сложного жизненного пути и карьеры, вообще крайне интересна, и ощутимые ее фрагменты вы можете найти в дополнительных материалах книги. Филологи, историки и другие профессионалы из разных областей рассказывают свое видение историй Баркса, а также приводят массу исторических сведений, читать которые - одно удовольствие.

Сами персонажи в комиксе живые и максимально приближенные к американскому духу и ментальности. Даже появляясь в одной небольшой истории антагонисты Баркса запоминается читателю надолго, что уж говорить о знакомых нам с детства благородных утках и утятах!

Напоследок стоит сказать и пару слов о локализации. Постоянные читателю моего сайта знают, что я очень редко обозреваю российские издания. Эту книгу я выбрал для обзора именно по причине ее, граничащей с безупречностью, редактуры и такого же качества перевода. Говорить здесь что-то еще будет лишним, поскольку это именно тот уровень, который меня устраивает и к которому у меня лично нет желания придираться (потому что придираться не к чему).

“Дядюшка Скрудж: Всего лишь бедный старичок” - это книга, которая должна стоять на полке любого поклонника хороших рисованных историй. Абсолютный must-have.

В первом томе «утиных» комиксов «Дядя Скрудж и Дональд Дак. Сын Солнца» имя Карла Баркса упоминалось едва ли не чаще, чем имя Дона Росы, непосредственного автора тех историй. И этому есть простое объяснение: именно Баркс считается создателем классических комиксов про говорящих и таких похожих на людей уток, именно его признанные классикой работы, создаваемые им в середине прошлого века, вдохновляли Росу и других последователей. И если в силу культурных различий и прочих причин в нашей стране имя этого художника не очень известно любителям нарисованных историй, то пришло время это упущение срочно исправлять, и делать это нужно с помощью книги «Дядюшка Скрудж», выпущенной издательством «АСТ» в серии «комиксы Disney». В этом сборнике представлены первые «большие» истории про даксбургского скупердяя, самого богатого селезня в мире (свое состояние он меряет акрами, а для описания точной суммы его состояния приходится придумывать заоблачные цифры вроде «центрифугиллиона»), переживающего раз за разом опасные приключения вместе со своим племянником Дональдом и троицей Юных Сурков, Вилли, Билли и Дилли.

Деньги – смысл всей жизни Скруджа Макдака, и вокруг них построены сюжеты как достаточно больших по объему историй, так и множества одностраничных стрипов. Зачин большинства историй прост: богач хочет уберечь свои сбережения от коварных преступников вроде братьев Гавс. Как это сделать, если действие происходит в эпоху, когда банковских карт, легко умещающих в карман целое состояние, ещё не было (да и не стал бы Макдак, большой любитель купаться в море монеток и купюр, связываться с этим куском пластика), а хранилище кажется таким ненадежным? Скрудж все время придумывает способы, как обезопасить деньги от грабежа, из-за чего регулярно становится «всего лишь бедным старичком», и для того, чтобы исправить эту ситуацию, ему приходится прикладывать множество усилий, хитрить, обманывать и прибегать к своему богатому опыту, оказываясь на краю гибели на земле, в воздухе и даже под водой. Об этом рассказывают такие истории, как «Всего лишь бедный старичок» и «Загадка менехунов». Попытки разбогатеть ещё больше, впрочем, тоже спокойствия дядюшке не приносят: только начнешь гоняться за редкой монеткой, как окажешься в плену у самых настоящих атлантов.

Эти наивные, но захватывающие приключения словно отражают моду на pulp fiction, комиксы Золотого века и романы таких классиков, ка Жюль Верн и Эдгар Берроуз. Визиты старых кредиторов тоже обеспечивают вал проблем и заставляют прочесывать морское дно в поисках груза вековой давности («Драгоценный хрен», здесь, кстати, появляется колоритный «плохиш» Хапуга Максуд, который, увы, в пантеон постоянных антагонистов серии так и не попал). А попытка взыскать по старым долгам заставит селезня вспомнить о днях своей молодости, проведенной на Клондайке (Дон Роса, как мы помним, позже тоже обращался к этой теме и слегка переработал её, сохранив, впрочем, дух Золотой Лихорадки), и о том что или кого он там оставил.

Именно «Возвращение в Клондайк» показывает читателям Скруджа с необычной стороны, и финал этой истории позволяет увидеть в нем не только заносчивого скупердяя, готового ставить свою жизнь на кон, лишь бы не заплатить лишний цент, а вполне положительного героя, коим он и остается, несмотря на все свои причуды, и по сей день, олицетворяя собой победу «Великой Американской Мечты», призрак которой иронично подмигивает нам в истории «Ловись рыбка большая», повествующей о том, что заработать можно на чем угодно, было бы желание. Иногда, однако, его заносит и он начинает рыть яму даже своим близким людям…в смысле, уткам (рассказ «Копать не перекопать»), забывая про то, что в яме легко оказаться самому, если забить на мораль. Так что комиксы про богачей могут быть весьма поучительными. И весьма остроумными: собственно, все короткие истории рассказывают о том, как главный герой стремится сэкономить на всём, на чем только можно, и ему приходится повертеться волчком (выучив пару балетных па), выискивая скидки, акции, возможности не платить по счетам, в общем, всячески крутиться, занимаясь тем, что сейчас называют «лайфхаком».

К своему стыду я узнал, что мультсериал «Утиные истории» основан на комиксах Карла Баркса и Дона Россы только пару лет назад. До этого я считал, что комиксы про Скруджа Макдака – всего лишь дополнение к сериалу. И лишь в этом году мне посчастливилось прочесть самый первый комикс про дядюшку Скруджа «Всего лишь бедный старичок».

Несколько слов для тех, кто вообще не в теме. Скрудж Макдак, богатейший селезень в мире, живет в Америке пятидесятых годов в городе Даксбург. По соседству с ним проживает его племянник Дональд Дак и три внучатых племянника Билли, Вили и Дилли (В оригинале Хьюи, Луи и Дьюи, но всем пофиг). На деньги Скруджа постоянно покушаются разные темные личности (особенно усердствуют братья Гавс), но благодаря помощи родственников и собственной смекалке Скруджу всегда удается сохранить свои сокровища.

Книга, изданная у нас в России, представляет собой сборник коротких историй и одностраничный стрипов о Скрудже Макдаке. Все эти истории писались в 50-е годы ХХ века, что довольно отчетливо проявляется как в антураже, так и в стиле рисунка и покраски. Поначалу, рисунок кажется простоватым, но Баркс недаром считается мастером: и расположение панелей, и компановка кадров, и динамика – все на высшем уровне. Лаконично и ничего лишнего. Покраска довольно специфическая – большие площади залиты довольно яркими цветами, без полутонов и оттенков, однако такое цветовое решение, на мой взгляд, создает в комиксе неповторимую атмосферу ретро, да и вообще приятно для глаз.

Помимо рисунка, Баркс еще хороший рассказчик. В этой книге собраны истории, в которых Скруджу с Дональдом и племянниками предстоит побывать на тропических островах, совершить путешествие на Аляску (туда, где Скрудж разбогател), в Тибет и, даже, на дно океана.

Для меня, выросшего на «Утиных историях» сразу бросилось в глаза, что Скрудж Баркса отличается от персонажа сериала. Он достаточно жадный и вредный старик, хотя иногда и совершает, бескорыстно, добрые дела. Дядюшка Скрудж, по Барксу, идеальный капиталист, можно сказать self made man.. ой, простите duck – он все свое богатство заработал сам, благодаря трудолюбию, находчивости и капельке везения. Отмечу, что автор не поощряет отрицательные качества героя – из-за них он часто оказывается в нелепых и неприятных ситуациях, а вот за добрые дела обычно, оказывается вознагражден. При этом, Баркс морали не читает, а просто рассказывает увлекательные истории. Больше всего он озабочен сохранением своего богатства, на которое постоянно посягают братья Гавс. Кстати, и образ братьев отличен от сериального. В «Утиных историях» это были глупые и косорукие недотепы, которые все время проигрывали. У Баркса же они действительно опасны: готовы пойти на любое преступление, чтобы овладеть деньгами – то начнут махинации с недвижимостью, то объявят Скруджу локальную войну с перестрелкоами и бомбометанием, то угонят параход и самого Скруджа возьмут в плен. И победить их куда сложнее, чем в мультфильме.

Скрудж, кстати сказать, действительно старичок (по официальной хронологии, ему около 80 лет) – то у него начинаются судороги и тремор, то из-за склероза он забывает лица родных племянников. Все это служит поводом для многочисленных шуток и комичных ситуаций.

Еще мне очень понравилось, что персонажи-животные в комиксе – это всего лишь типажи. Они и говорят друг о друге, как о людях. При этом, в мире Баркса также есть собаки, утки и коты (простые животные).

Некоторые короткие стрипы, входящие в состав сборника, даже лучше больших историй, хотя и показывают довольно абсурдные и анекдотичные ситуации.

Из минусов – кому-то рисунок может показаться слишком лаконичным, кто-то может обратить внимание на слишком яркую и контрастную покраску, но меня больше всего огорчил леттеринг, точнее его отсутствие. Все надписи, будь то расписание работы магазина, названия книг или подписи на фуфайках братьев Гавс, выполнены простым стандартным шрифтом и даже не всегда размещены в необходимой области. Это очень досадно, ведь надписей в комиксе не так много и вполне можно было их красиво перерисовать от руки, а так создается впечатление какого-то самиздата.

Книга издана в твердом переплете, на хорошей, хоть и рыхловатой, матовой бумаге. В конце располагаются обширные примечания и дополнительные материалы, раскрывающие историю создания персонажи и каждой отдельной истории сборника.

Подводя итог, хочу сказать, что комикс мне очень понравился. Истории очень простые, но без излишней «детскости» и морализаторства, а персонажи очень обаятельны. Возможно, здесь сыграли роль ностальгические чувства и современной молодежи «Дядюшка Скрудж» окажется неинтересен. Но людям моего поколения, безусловно, стоит ознакомиться с произведениями Баркса хотя бы ради того, чтобы понять, что лежит в основе любимого мультсериала. 9/10

Издательство: АСТ, 2017 г.

Серия: Disney Comics. Утиные истории

ISBN: 978-5-17-101749-1

Страниц: 248

Кто, по версии Forbes, самый богатый парень на свете?

Конечно же это самый знаменитый селезень в мире - Скрудж Макдак!!!

Владелец один мультиплижиллион девять обскватуматиллионов шестьсот двадцать три долларов и шестьдесят двух центов!

Как здорово, что издательство «АСТ» не стало нас долго мучить ожиданием и практически сразу же после выхода первой книги серии «Дядюшка Скрудж и Дональд Дак» (мой отзыв ) выпускает вторую книгу «Дядюшка Скрудж. Всего лишь бедный старичок».

Сборник включает в себя классические истории 1950 годов.

Предисловие к книге написал Джордж Лукас.

Всего в книге 27 историй. Как вы знаете деньги это смысл всей жизни Скруджа Макдака. И именно вокруг них построены все истории про Скружда. Из второй книги можно узнать о том как:

Скрудж Макдак скопил свое огромное состояние,

про самые первые стычки Скруджа с братьями Гавс,

Скрудж потерял свою первую любовь,

Скрудж вернул многовековой родовой долг, а также побывал на дне океана, в затонувшем городе Атлантиде и многие другие истории

Также сборник включает в себя большое количество небольших забавных эпизодов из жизни Скруджа и интересные дополнительные материалы (комментарии специалистов по истории комиксов, черно-белые зарисовки страниц, биография Баркса).

Мне истории понравились. Некоторые истории перекликаются с мультфильмами, которые я смотрела в детстве. И для меня, выросшей на мультфильмах Диснея, это возвращение в детство. И чего уж лукавить книгу покупала в первую очередь себе. И я буду очень рада - если книга понравится и сыну.

Книга выпущена в твердом переплете. Обложка частично лакированная. Толстенная - 248 страниц (на 40 страниц больше чем в первой книге). Тираж 6000 экз., что на 1000 экз. меньше чем тираж первой книги. Страницы книги - плотные, иллюстрации яркие.