Презентация к уроку «Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник. Литературоведческое исследование: история «Кавказского пленника Как создавался рассказ кавказский пленник толстого

Почти каждый писатель-классик XIX века писал о Кавказе. Этот охваченный почти бесконечной войной (1817-1864) регион привлекал авторов своей красотой, непокорностью и экзотикой. Л.Н.Толстой не стал исключением и написал простой и жизненный рассказ «Кавказский пленник».

Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.

Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,- искусству всемирному».

Суть рассказа

Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.

Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь. С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.

Характеристика главных героев

  1. Жилин – офицер из бедных дворян, в жизни привык надеяться только на себя, умеет делать все своими руками. Герой понимает, что из плена его никто не спасет: мать слишком бедна, сам он за службу ничего не накопил. Но он не падает духом, а охвачен деятельностью: роет подкоп, делает игрушки. Он наблюдателен, находчив, настойчив и терпелив – именно эти качества помогли ему освободиться. Мужчина не лишен благородства: он не может оставить своего товарища по службе, Костылина. Хотя последний бросил его при нападении горцев, из-за него не удался первый побег, Жилин не держит зла на «сокамерника».
  2. Костылин — знатный и богатый офицер, он надеется на деньги и влияние, поэтому в экстремальной ситуации оказывается ни на что не способным. Он изнеженный, слабый духом и телом, инертный человек. Подлость присуща этому герою, он бросил на произвол судьбы Жилина и при нападении, и когда не мог бежать из-за стертых ног (рана вовсе не большая), и когда не побежал второй раз (вероятно, думая о безнадежности предприятия). Вот почему этот трус долго гнил в яме в горном ауле и был выкуплен еле живой.
  3. Главная мысль

    Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности. Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.

    Казалось бы, у кого больше шансов спастись из плена: у бедного Жилина или богатого Костылина? Конечно, у последнего. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.

    Тематика

  • Многие вопросы затронуты в рассказе. Тема дружбы, искренней и настоящей со стороны Жилина и «дружбы по случаю» у Костылина. Если первый защищал второго, как самого себя, то последний бросил товарища на смерть.
  • Тема подвига также раскрывается в рассказе. Язык и описание событий естественные и житейские, ведь произведение для детей, поэтому подвиги Жилина описываются совершенно обыденно, но на самом деле кто будет защищать своего товарища в любой ситуации? Кто будет готов все отдать, чтобы освободиться? Кто добровольно откажется беспокоить старушку-мать непосильным для нее выкупом? Конечно, настоящий Герой. Для него подвиг – естественное состояние, потому он не гордится этим, а просто так живет.
  • Тема милосердия и сочувствия раскрыта в образе Дины. В отличие от «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, героиня Л.Н. Толстого спасла пленника не из любви, ей руководили более высокие чувства, она пожалела такого доброго и умелого человека, прониклась к нему чисто дружеской симпатией и уважением.
  • Проблематика

    • Кавказская война продолжалась почти полвека, немало русских полегло в ней. А ради чего? Л.Н. Толстой поднимает проблему бессмысленной и жестокой войны. Она выгодна только высшим кругам, простым людям совершенно не нужна и чужда. Жилин, выходец из народа, чувствует себя в горном ауле чужим, но не ощущает враждебности, ведь горцы просто жили себе спокойно, пока их не завоевали и не стали пытаться подчинить себе. Автор показывает в положительный характер «хозяина» Жилина Абдуллу, который нравится главному герою, и его сострадательную и добрую дочь Дину. Они не звери, не изверги, они такие же, как и их противники.
    • Проблема предательства в полной мере встает перед Жилиным. Его предает товарищ Костылин, из-за него они в плену, из-за него не сразу сбежали. Герой – человек с широкой душой, он великодушно прощает сослуживца, понимая, что не каждый человек способен быть сильным.

    Чему учит рассказ?

    Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости.

    Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.

    Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник»

(Урок литературы. 5 класс)


Цели урока:

1. Расширить свои знания о

жизни Л.Н. Толстого

2. Продолжить знакомство с

творчеством писателя

3. Продолжить работу над развитием читательских

умений и навыков


Толстой – наша национальная гордость

Дом Горталовых

Лев Толстой в годы учебы в Казанском университете

Памятник Л.Н.Толстому в Казани

Казанский Императорский университет


  • Кавказская война 1817-1864 гг.- это война Российской империи с горскими народами. Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России. Победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее технического превосходства.
  • Кавказцы – горские народы: чеченцы, осетины, черкесы, ногайцы, аварцы и многие другие.
  • Л.Н.Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» называет горцев татарами, так русские зачастую называли всех, кто исповедовал мусульманскую религию.

Эпизод Кавказской войны.

М.Ю.Лермонтов (1840 г.)


Лев Толстой на Кавказе

Кавказ - «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода ».

(Из записи Л.Н.Толстого в дневнике)


Смысл заглавия рассказа

«Кавказский» простор, красота, свобода .

«Пленник» – неволя, война.


Жанр рассказа – рассказ-быль

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов

Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении

Эпизод – изображение одного события, имеющего начало и конец

Быль – рассказ о событии, происходившем в действительности


«Едва не попался в плен, но в этом случае вел себя хорошо, хотя и слишком чувствительно».


2 группа – 3,4 части

3 группа – 5,6 части

Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л. Н. Толстым в 70-е годы XIX века.

«События рассказа происходят во время войны русских с горцами, но рассказчик не сообщает никаких исторических сведений, ограничиваясь одной короткой фразой: „На Кавказе тогда война была". Впервые у Толстого рассказ построен на самих событиях, на самом сюжете - на самом простом интересе к тому, чем дело кончится.

От читателя не требуется ничего иного, кроме сочувствия к герою, которому грозит гибель.

Материалом для рассказа послужили события из жизни самого Толстого на Кавказе (преследования чеченцами, чуть не взявшими его в плен) и некоторые книжные источники, описывающие кавказскую войну и плен».

Б. Эйхенбаум. «Лев Толстой»

Из воспоминаний Ф. Ф. Торнау: «Для того чтобы чужой не подкрался ночью к моей тюрьме, Тамбиев (хозяин) приучил лежать возле дверей принадлежавшую ему очень злую большую чёрную собаку, наводившую страх на весь околоток. Сначала она при моём появлении скалила зубы, ворчала и даже собиралась уцепиться за ноги, но скоро я завёл с нею самую тесную дружбу, разумеется, тайным образом, для того, чтобы не возбудить подозрительности Тамбиева. Я был не очень сыт, но бедная собака была ещё голоднее: тайком я уделял ей что только мог от моего проса, и Ха-краз, как её звали, завидев меня, более не злилась, а только махала хвостом, глядя на меня самыми нежными глазами...

Добыв кусочек карандаша, я рисовал на ставне и на строганых столбах всё, что приходило на ум; о бумаге нечего было и думать. Животных, цветы и виды черкесы переносили, но не хотели терпеть человеческих фигур и всегда их соскабливали. Суреты, как они их называли, наводили на них суеверный страх. „Откуда берешь ты смелость, - сказал мне однажды Тамбиев, - так сходно изображать человека, созданного по подобию Аллаха? Души ты не можешь ведь дать твоему изображению. Смотри, когда умрёшь, на том свете твои суреты отнимут у тебя покой, требуя для себя бессмертной души; а откуда ты её возьмёшь?" Потом я занялся резьбой из кизилового дерева палок, употребляемых черкесами для ходьбы в горах. Это им очень нравилось, и многие просили украшать их палки, что мне всегда удавалось, к их удовольствию. <...>

Детское любопытство взяло верх над страхом. Смотря на детей Тамбиева, давно привыкших ко мне, другие дети начали подходить поближе, потом одна из девочек решилась влезть в мою башню, и кончилось тем, что мы очень подружились... Чаще всего меня навещали две молодые девочки... Кучухуж и её служанка Хан. Пользуясь каждою свободной минутой, они прибегали ко мне с какими-нибудь детскими рассказами или расспросами, приносили мне яиц, ягод, табаку, приводили за собой других девочек, пели хором абазехские песни или, видя меня нерасположенным и задумчивым, сидели молча в ожидании от меня ласкового слова».

Цели и задачи урока: 1. Ознакомиться с жизнью великого русского писателя, философа и общественного деятеля Л.Н. Толстого. 2. Узнать историю создания рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник». 3. Иметь представление о том, где и когда происходит действие рассказа, кто его герои. 4. Знать в общих чертах сюжет рассказа. 5. Понять идею (главную мысль)данного произведения.


Имение Л.Н. Толстого Ясная Поляна при жизни писателя стало литературной столицей мира. Не только отечественные, но и иностранные (французские, английские, немецкие, скандинавские, индийские, американские, китайские) газеты и издательства посылали своих представителей, чтобы узнать, что скажет Великий Учитель (так называли Толстого) о происходящих в мире событиях. Романы, повести, рассказы, дневники, письма, публицистические статьи – всё отражало «прозрачный свет души» Толстого, его гуманизм. Беспощадный к самому себе, он не берёг ни себя, ни других, требуя правды во всём – и в жизни, и в литературе.


Софья Андреевна Толстая(жена писателя): «Роскоши мы никакой в доме и наших общих привычках не допускали. Одевали детей и одевались очень просто; ели также очень просто. Сам он (Л.Н. Толстой) всё лето работал с крестьянами: вставал с рассветом, и бывало, я проснусь часов в пять, шесть, а его постель уже пуста, он уйдёт на работы тихонько, чтобы не разбудить меня. Целые дни он то пахал, то косил траву или рожь. Возил сам сено, которое убирал вдовам и сиротам.


В детстве Л.Н. Толстой и его братья верили, что есть на свете волшебная зелёная палочка. На ней написано то, что должно уничтожить всё зло в мире. И тогда все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей. Все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями. Л.Толстой завещал похоронить его там, где он и его братья играли в муравейных братьев.


В январе 1852 года Л.Н. Толстой поступил на военную службу, служил сначала на Кавказе, где тогда велись боевые действия против горцев. Когда началась Крымская война, перевёлся в Дунайскую армию, принимал участие в знаменитой обороне Севастополя, за смелость в боях был представлен к именному оружию. В русской литературе он первым представил войну правдиво, «в крови, в страданиях, в смерти».


Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.



Однажды Л. Толстой, далеко отъехав от своего отряда, чуть не попал в плен,. Выручил писателя его друг чеченец Садо. Вот как это было. Незадолго до этого случая Садо купил отличного скакуна и подарил его Толстому. Л.Толстой отдал ему своего иноходца. Всё по кавказскому обычаю. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, Л.Толстой легко мог уйти от них на своём резвом коне, но он ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближающихся преследователей, кричал на них. А те хотели взять Толстого и Садо живыми и потому не стреляли. Наконец друзья приблизились к крепости Грозной настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости выехала подмога, и чеченцы повернули обратно.








Татары уважают Жилина за то, что он « на всякое рукоделие мастер был.» «Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе и поставил куклу на крышу. Пошли татарки за водой. Хозяйская дочь Динка увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются.» Мастерил игрушки, украшал палки, чинил часы, даже лечил… Простые люди всех наций одинаково ценят мастерство. Для Толстого труд – это то, что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную разобщённость.


Жилин – человек добрый и любознательный. Ему интересны жизнь, обычаи, быт людей гор. Но все мысли главного героя – о побеге. Он внимательно разглядывает местность, пытаясь определить свой путь на волю. «От аула другая гора, ещё круче; а за той горой ещё гора. Промеж гор лес синеется, а там ещё горы – всё выше и выше поднимаются…»


Первый побег не удался Жилина подвёл его товарищ по несчастью Костылин – нерешительный, безответственый, эгоистичный. И вот снова Жилин и Костылин в колодках. «Слышит Жилин, что судят про них, что с ними делать. Одни говорят – надо их дальше в горы услать, а старик говорит: «Надо убить… Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить. Убить – и кончено». «Житьё им стало совсем дурное.»


Не всегда этот старик жил ненавистью. «У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили. Один сын остался и передался русским.» Старик нашёл его и убил. Война лишила его семьи и вытравила в нём всё человеческое. Этот образ тоже служит выражению мысли Толстого об античеловечности войны.


Освобождение из плена Дина помогла Жилину бежать. Это самоотверженный поступок, освобождение пленника грозит ей опасностью. Но она отвечает добром на добро, любит Жилина. По мысли писателя, взрослым людям трудно найти общий язык, ведь они находятся в состоянии войны. Но дети не заражены искажёнными взглядами, им боле доступно истинно человеческое понимание добра и зла. И толстой строит сюжет на изображении дружбы людей разных национальностей, показывает возможности такой дружбы, даже если народы разделены войной.


Идея – главная мысль произведения (рассказа, повести, стихотворения) Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов. Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении. Изображение одного события, имеющего начало и конец, называется эпизодом. Идея рассказа многопланова. Толстой показывает, что людей разъединяет, а что соединяет. Разъединяет вражда к чужому, непонятному, другому, будь то положение противников на войне, разные религии и разные национальности. Соединяют же людей доброта, способность сопереживать, уважение к другому человеку. Между людьми всегда есть точки соприкосновения, которые позволяют уважать другого человека, бороться с враждебностью и недоверием. С этой идеей связана другая: человек мужественный, уважающий себя и других, не опускающий рук в трудной, даже безвыходной ситуации, достоин уважения и свободы. Эта идея выражена в противопоставлении образов офицеров. В одних и тех же условиях один герой (Жилин) проявляет волю, мужество, находчивость, активно борется, я другой (Костылин) покоряется обстоятельствам, ждёт помощи со стороны, проявляет эгоизм.


Домашнее задание Прочитать рассказ «Кавказский пленник». Ответить (устно) на вопросы 1 – 4 (стр). Найти в толковом словаре значения слов «жила» и «костыль». Попытаться сделать вывод о значении фамилий героев.