Савватий бурятия. Савватий, епископ (Перепелкин Сергей Александрович). Под крышей вашего архиерейского дома

Дата рождения: 10 июля 1968 г. Страна: Россия Биография:

Родился 10 июля 1968 г. в г. Котельниково Волгоградской обл. в семье военнослужащего. Крещен в 1979 г.

В 1983 г. закончил восемь классов средней общеобразовательной школы № 27 г. Волгограда.

В 1983-1985 гг. обучался в Казанском Суворовском военном училище. В 1985 г. поступил на факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища, которое окончил в 1989 г. и был направлен на Северный флот. В декабре 1991 г. уволился в запас в звании старшего лейтенанта.

С февраля по май 1992 г. нес послушание келаря на Валаамском подворье в г. Приозерске Ленинградской обл. В мае 1992 г. стал трудником .

В мае 1993 г. принят в число братии Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введение Шуйского района Ивановской обл. Нес послушание редактора монастырской газеты «Николо-Шартомский благовестник».

14 августа 1993 г. в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Иваново рукоположен в сан диакона.

28 августа 1993 г. в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Иваново архиепископом Ивановским Амвросием рукоположен в сан иерея.

С октября 1993 г. нес послушание служащего священника на монастырском подворье — Воскресенском соборе г. Шуи Ивановской обл.

В апреле 1994 г. в Спасо-Преображенском храме Николо-Шартомского монастыря архиепископом Ивановским Амвросием пострижен в мантию с именем Савватий в честь прп. Савватия Соловецкого.

Весной 1996 г. назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма — подворья Николо-Шартомского в пос. Палех Ивановской обл. В 1998-2003 гг. ― настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — подворья Николо-Шартомского монастыря в г. Иваново.

В 1998-2003 гг. обучался на заочном секторе Нижегородской духовной семинарии, защитил дипломную работу по теме «Гонения на Русскую Православную Церковь в 20-30 годах XX столетия».

В 2003 г. к празднику Святой Пасхи удостоен сана игумена.

В 2003-2008 гг. обучался на заочном отделении .

В 1999-2003 гг. ― преподаватель Катехизиса и Священного Писания Нового Завета в Ивановском православном богословском институте. В 2000-2004 гг. — преподаватель Церковного права и Истории Русской Православной Церкви в Ивановской духовной семинарии.

В январе 2004 г. командирован в Чеченскую Республику для окормления воинских частей.

В 2003-2009 гг. — духовник Николо-Шартомского монастыря.

В 2009 г. назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы — подворья Николо-Шартомского монастыря в с. Чернцы Лежневского района Ивановской обл.

В 2012 г. назначен руководителем отдела по взаимодействию с Вооруженными силами .

В октябре 2011 г. командирован в и по благословению назначен настоятелем строящегося храма cвятого праведного воина Феодора Ушакова г. Советская Гавань.

С 2012 г. ― благочинный Восточного округа Хабаровской епархии, занимался строительством Свято-Троицкого храма в пос. Заветы Ильича.

С 2012 г. — член Попечительского совета социального районного центра Совгаванского района Хабаровского края и член Попечительского совета исправительной колонии № 5.

Во епископа 28 октября 2016 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре г. Москвы. 30 октября за Божественной литургией в храме священномученика Климента, папы Римского, в Замоскворечье. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. () почислен на покой. Местом пребывания определен Николо-Шартомский мужской монастырь Шуйской епархии.

Образование:

1983-1985 гг. ― Казанское Суворовское военное училище.

1985-1989 гг. ― Львовское высшее военно-политическое училище.

1998-2003 гг. ― Нижегородская духовная семинария (заочно).

2003-2008 гг. ― Московская духовная академия (заочно).

Научные труды, публикации:

Архимандрита Савватия (Перепелкина) при наречении во епископа Ванинского и Переяславского.

Награды:

Церковные:

  • 2015 г. ― медаль «1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира».
Беседа с епископом Тарским и Тюкалинским Савватием

Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий называет себя деревенским епископом, после богослужения в кафедральном соборе пьет чай с народом Божиим в простенькой трапезной, и единственная привилегия архиерея заключается в том, что у всех пластиковые стаканчики, а у него - все-таки керамическая чашка. Потом он сядет в УАЗ-«Патриот» и поедет по своей епархии, у которой куда более древняя история, чем может показаться.

Сибирский город Тара был основан раньше Омска и воевал, охраняя наши границы, так отважно и рьяно, что первые шесть лет после его основания тут не пахали и не сеяли, - только отбивались от врагов. И строили храмы - большие, каменные, - которые никогда не стояли пустыми.


Владыка, многие говорят, да и мы сами можем видеть, что сегодня жители нашей страны, которую когда-то называли Святая Русь, стали менее набожны, чем их благочестивые предки. Почему так?

Решимости нет. Спрашивают: почему нет святых? Потому что нет решимости. Рождается ребенок, и первым делом возникает вопрос: «Когда кормить: когда он плачет или по расписанию?»

Сейчас говорят: «Ну конечно, когда захочет». А раньше святые учили кормить по расписанию.

Потому что и в том, и в другом случае ребенок получит одинаковое количество молока. Но если кормить его, когда он заплачет, ребенок поймет, что для того, чтобы накормили, нужно заплакать. Вырастет и так и будет всю жизнь плакать.

А если он знает, что мама его любит и обязательно накормит, только надо маленько подождать и потерпеть, он всю жизнь будет терпелив. В терпении будет стяжать душу свою, в терпении созидать дом, семью.

Воспитание начиналось с детства. Никто в прежние времена не жил для удовольствия, в том числе и сам ребенок. Дети знали, что будут воинами.

Ребенок рождался - его готовили к битве. Его благополучие заключалось не в том, чтобы он научится развлекаться, удовлетворять свои потребности, расширять потребительскую корзину и повышать достаток, а в том, насколько он был способен выстоять в битве, выстроить стены, создать семью… У него с самого рождения была цель.

Вот я сам закончил военное училище. Когда поступал, возник вопрос: ну хорошо, может, обеспечение мне это какое-то даст, честь опять же и так далее, ну а если война начнется? Если меня пошлют на войну, готов ли я за Отечество умереть?

И хотя я был еще не воцерковлен и даже не знаком с верой православной, но я для себя решил, что да, я готов умереть… Я уже начинал мыслить по-другому, не так, как те, кто живет для себя, для благополучия земного.

Ребенок с детства должен понимать, что человек должен собирать не во временных категориях - количество нулей на счетах, - а в вечности. Как Президент наш недавно высказался: наша сборная по дзюдо великих результатов достигла, но почему, мотивация какая? Потому что они шли умирать за Россию. Понимаете?

К слову о Президенте. Приходилось слышать, что трудное экономическое положение, в которое поставлена Россия, является свидетельством и следствием того, что мы как страна выходим из египетского плена еврожизни, кредитов и «потребительских корзин», о которых вы сказали. Что мы должны сделать, чтобы этот выход действительно произошел, но при этом и не затянулся на 40 лет?

Русский человек - добрый и доверчивый. Как советские люди рассуждали: дескать, вот, «холодная война» была потому, что мы были сильными, самостоятельными, а если мы сдадимся в плен, то нас и не тронут.

Так и в Смутное время было, в 1612 году: решили, что наши цари плохие - Борис Годунов плохой, - поэтому отдадим себя польскому королевичу, а раз он будет «свой» королевич, то и перестанет нас воевать.

Такое русское чудо-размышление. Святая простота. Глупость, если хотите, святая.

Так и в 1990-е: вот мы сейчас сдадимся Америке с потрохами, и они перестанут нас воевать.

Но проходит год, проходит десять, двенадцать лет, а они по-прежнему нас грабят. И к 2000 году план нанесения ядерных ударов оказался реализован мирным способом: промышленные объекты были разрушены без единого ядерного удара…

Самое главное, милость Божия, что мы увидели когти того зверя, который до этого облекался в овечьи одежды. Самое главное - мы проснулись. Насколько вовремя?

Проснулись, но даже не то беда, что план разрушения промышленных объектов выполнен (при В.В. Путине, слава Богу, это было приостановлено, и многое восстановлено и возвращено).

Самое главное разрушение произошло в наших сердцах. У нас разрушилась воля. Разрушилось стремление к святости.

Русскому ведь мало быть сытым и богатым - ему нужно быть или героем, или святым.

Но у нас притупилось чувство справедливости, притупилось чувство сострадания.

Конечно, много послужили этому средства массовой информации: когда человек все время смотрит на пиф-паф или плач рабыни Изауры, он истощается сердцем, чувства уходят, и он становится менее чувствительным ко всему в настоящей жизни.

Нам нужно оживить боль. Все изменится, когда человек будет любить с болью - свою жену, свое Отечество…

Помните евангельского разбойника? Он хотя и был разбойником, но его грешная жизнь причиняла ему такую боль, что страдания, вызываемые болью телесною, не угашали сердечной боли. Страдания на кресте облегчали страдания совести, и он не хотел освобождаться от них - или, по крайней мере, не жаждал этого прежде всего. Сказал: «Достойное по делам моим приемлю, а Он без греха осужден, без греха страдает».

Важно, чтобы и у нас пробудилась любовь с болью, молитва с болью, не стахановская жажда и желание труда, а любовь к созиданию.

Нам с вами нужно пробудиться духом.

Суворов говорил, что не руки, не ноги, не голова, но бессмертная душа совершает подвиги.

Представляете, в человеке такая любовь, что он только и ищет, где бы ему умереть за Родину! И к супруге такая же любовь, и к семье: что бы мне еще для них сделать? Готов хоть всего себя отдать - а на меньшее не согласен!

Чем такого человека можно расстроить? Какими скорбями, бедами?

Да, он будет переживать, плакать с плачущими, радоваться с радующимися, но его не вышибешь из седла, не выбьешь из колеи.

Человек, имея любовь к Родине, будет плакать с ее печалями, но ему будет тепло в ее пределах, а если он окажется за границей государства Российского, то и там будет делать дело на пользу дорогого Отечества. И ему будет сладко и радостно.

И чтобы нам с вами иметь такую радость, нужно возвысить потребности, возвысить ценности.

А если человек приобрел то, что ценно в вечности, то, что от него не зависит, он будет спокоен, мирен и готов к любым испытаниям.

Конечно, таких людей даже в благополучные времена, даже в монастырях всегда было меньшинство - а может, даже и единицы.

Так и Господь говорил: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил вам дать Царство Небесное» (Лк. 12: 32).

А большинство всегда было немощных, ропщущих. Всегда большинство нуждалось в помощи. Но, благодаря народному духу и пониманию, брало пример для подражания с этих единиц.

В пословице народной сказано: «Не стоит село без праведника, город без святого». Поэтому так важны подвиги святости, героические подвиги. Нам нужно иметь их в поле своего зрения, чтобы не заблудиться.

Потому что если человек заблудился, то куда бы он ни ходил, нигде он не будет дома. В какой бы чужой теплый дом ни пришел, это будет чужое тепло и чужой уют.


Тарская епархия. Одна из сибирских деревень

А если человек знает, что он, может быть, и не скоро обретет свой дом и встретится со своей семьей (но все равно это рано или поздно будет), но знает цель, знает путь, то каждый шаг его радует, потому что приближает к дому.

Когда вы начинали свое служение, кто из архиереев - может быть, прославленных в лике святых, или нет, или наш современник - был для вас внутренним ориентиром? На кого вам хотелось быть похожим?

Я тогда не знал никаких архиереев, кроме своего. Ни усопших, ни живых, ни святых, ни грешных. У меня был один архиерей - мой. Но я не к нему обращался, а обращался к Богу, чтобы Бог через него мной руководил. Мне было достаточно одного архиерея, чтобы иметь образец святости, иметь благословение святое, небесное.

Кем должен быть архиерей для своих прихожан? У нас архиерей часто воспринимается как менеджер высшего звена, топ-руководитель.

Архиерей должен быть слугой. Менеджер - это лжепастырь, для которого стадо не свое. Конечно, если у менеджера просыпается совесть, то он будет, как Богу, служить всем и вся и говорить спасибо за покупку не потому, что ему денежка в карман упадет, а потому, что он рад был видеть человека.

Я всю жизнь был деревенским священником. Сейчас деревенский епископ. Мы жили в с. Вятка, где было два дома местных жителей. Откуда там прихожане? 500 километров от областного центра, 50 километров до районного центра, бездорожье. Ни благодетелей, никого. Жили не богато, кое-как перебивались.

Находились люди, которые нуждались и обращались к нам: «Помоги». Я не мог сказать, что у меня ничего нет, - если хлеба горбушка, и ту пополам, пожалуйста! Помогали.

Одна семья у нас прижилась. Муж, жена и ребенок. Делились с ними, чем Бог послал. Маслом, мукой, предметами первой необходимости. Ну а потом слышу, что муж рассказывает: «Это здесь батюшка ходит в рясе, а приезжает в Омск, снимает ее, надевает джинсы, садится в иномарку и ездит по магазинам - у него их три, - собирает прибыль. А иначе из каких средств он мог бы все это строить и еще и нас кормить?»

Очень часто встречается такое отношение.

Через Иртыш от нас - деревня, переплывал на лодке, мне потом рассказали - подслушали разговор двух рыбаков: «С батюшки надо дороже взять, они больше денег платят».

Может, это еще с советских времен осталось, а может, лукавый смущает народ, а может, Бог испытывает того же батюшку: если все будут хвалить, как тогда смиряться будем?

Так что если деревенский полуголодный батюшка воспринимается как некий топ-менеджер, который ездит по магазинам, собирает деньги, а потом их тратит, то умолчу о последующем…

Или вот один батюшка рассказывал: строил церковь, она прямоугольная, а местные говорят: «Гараж себе строит». Начали второй этаж возводить - новое объяснение: «Во у батюшки сколько машин, двухэтажный гараж строить приходится!» Пока купол не поставил, так и говорили, что гараж.

Архимандритом стал, еду в метро с другим архимандритом. Слышу, бабушки говорят: «Раньше архимандрит на машине ездил, а теперь архимандритов развелось, даже машин не хватает».

В трудные времена наша Церковь рождала святых, и мы еще застали людей, глубоко всеми уважаемых, называемых старцами, - таких, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), старец Николай Гурьянов. А сейчас при наличии огромного количества информации, медийных возможностей, издательских…

- …развлекательских возможностей…

- …вот при наличии всех этих возможностей мы не знаем людей следующего, скажем так, за ними поколения, которые были бы так же уважаемы и почитаемы. Почему?

Что они такими были, стало видно, когда они уже померли, а пока жили, никто их не замечал. Не знаю почему.

Вот у нас был отец Александр (Тыртышный) из Колосовки, убиенный. Он жил, как мы все, обычные священники, никто не видел в нем ничего особенного.

Пошел исповедовать своего убийцу, и тот его убил. А до этого про него тоже разное думали. Теперь смотришь его жизнь, а она - святая, чистая, без сучка, без задоринки.

В последние времена Бог по милости Своей скрывает святых людей. И святые люди скрывают свою святость. Не считают ее святостью, и соответственно, и не выпячивают.

Сейчас, когда одним кликом можно найти цитату из любого святого, создается иллюзия ненужности каких-то советов. Создается ощущение, что я сам все знаю.

Да, эта проблема есть, но это не потому, что нет святых, которых можно послушать, а потому, что нет послушников, которые желали бы их послушаться.

Бог же «вчера, и днесь вовеки той же». Предположим, что мы такие никудышные, разгильдяи, - но там, где умножится грех, изобилует благодать - значит, для разгильдяев, для больных еще более серьезными болезнями есть нужда во врачах более искусных, ангелоподобных.

Господь не лишает Церковь этого, хотя их всегда было мало, их всегда был дефицит. Господь сказал: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9: 37), но, тем не менее, Он посылает их нам, просто мы не принимаем. Мы горды, потому и не способны увидеть святого.


Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий

Возлюбили больше тьму, чем свет, свое мнение, чем совет, возлюбили тяжелый путь оправдывать самих себя и оставили путь святых отцов осуждать самих себя.
Поэтому мы их и не видим, но это не значит, что их нет. Есть. Как только я к Богу обращусь, сразу и Бог ко мне. Что ж, мне Бог будет посылать архангела Гавриила что ли? Нет. Он пошлет мне простого священника - или вот статью на «Православие.ру».

Почему нет старцев, это вопрос человека, колеблющегося в вере. Можно говорить: «Верую, Господи. Помоги моему неверию». И Бог вам даст старца.

Что такое старец в древних монашеских уставах? Каждый вновь приходящий монах отдавался в послушание монахам, более опытным. Вся задача старца - чтобы послушник не поступал по своей воле.

Если вы закончили третий класс, то какой смысл посылать вас в высшую школу?

Был у нас преподобный Серафим Саровский, жил в Сарове. Много ли монахов из Сарова обращались к нему с вопросами? А снаружи, из-за пределов Саровского монастыря, приходило до трех тысяч человек в день.

Почему я для себя не могу найти старца? Потому что я - как монах Саровский: старец вот он, рядом, вижу его, а не обращаюсь. Преподобному Амвросию Оптинскому помойное ведро надевали на голову…

Как полторы тысячи лет назад, так и сегодня на этот вопрос один ответ: старцев нет, потому что нет послушников. Других причин нет.

Если вам сказал я, грешный епископ деревенский, и вы меня вроде выслушали с уважением, а сами думаете: «Мне бы какого-нибудь помудрее», то вам греха не много. А если бы я был как святитель Иоанн Тобольский, то это ж смертный грех был бы - такого не послушать. Это все равно что Евангелие не послушать.

На Афоне говорят: если некого спросить, спроси у пня - и будет спасительнее, чем верить своему помыслу!

Начинать нужно с послушания родителям, учителям, руководителям, мужьям, притом не только кротким, но и строптивым, ибо это угодно Богу и будет благо.

«Наш добрый Бог не таков, чтобы зависеть от священника».

Но если вы хотите, чтобы я начал ругать нынешнее время, давайте я поругаю. Раньше послушник не позволял себе начинать читать духовную книгу без благословения своего старца. А мы сейчас не только читаем церковную литературу всю подряд, но даже и светскую. Сказано, что того, кто читает газеты, Бог накажет голодом духовным.

Вот мы и имеем при полном изобилии всего голод духовный.

Мы и умом своим все знаем, и любого спроси, нам все расскажут, и в интернете написано, когда венчаться, когда креститься и как жить духовно. Все кругом усеяно пищей духовной, а мы не хотим ни того, ни сего, ни третьего. Потому что мы ищем в ответах старческих некое услаждение, удовлетворение своим желаниям. А иной раз не надо и самих старцев. Нам бы как-нибудь раздражиться на нынешний век и оправдать свое маловерие тому пастырю, которого нам Бог послал на сегодняшний день.

- Мы знаем, что у вас в епархиальном доме живут нуждающиеся люди. Их очень много. Откуда они берутся?

У нас есть два скита. Прежде чем отправить человека в скит, надо, чтобы он прошел медкомиссию. И это время он находится у нас. Или, допустим, он уже живет в скиту, в лесу, а ему нужна частая медицинская помощь. Каждый день в город ездить на процедуры медицинские и деньги на это тратить - у монаха столько денег нет. Такие тоже живут у нас.

Всего - человек пятнадцать. Господь их привел, они молятся, трудятся, звезд с неба не срывают, но как-то живут.

60-70% - это социально нуждающиеся, но есть и такие, что имеют дом, но в доме им не живется. Кто-то ищет духовной жизни. Душа там не лежит, а тут лежит.

Господь, когда хочет душу спасти, призывает ее по-разному.

Бог хочет, чтобы все спаслись, и Промысл Божий состоит не в том, чтобы подстилать соломку везде, где мы можем упасть, а чтобы постоянно нас поставлять в выборе между добром и злом.

И так Бог нас ведет. Одного взял, допустим, за ум: человек прочитал книжку, захотелось в монастырь - привел к Себе через ум. Другого - за живот: нечего есть, а тут кормят. У третьего крыши нет над головой.

Еще у одного с нервами не все в порядке. Или пьянка, или социальные проблемы - человек не может социализироваться в обществе, его терпеть не могут жена, мама, папа, дети собственные, кто-то еще… А тут смотришь - все живут, и, может, не великая любовь, но какая-то есть.

Люди живут друг для друга.

- Под крышей вашего архиерейского дома.

- (Смеется.) Я такой же, поэтому живу вместе с ними.

- И едите с ними за одним столом.

Мне тоже есть хочется постоянно. (Смеется.) Три раза в день, ну два хотя бы, но не меньше.

Это же не самоцель - чтобы с ними жить под одной крышей. Но если приходят и говорят, что им негде жить, я же не скажу, что негде. Если человек хочет есть, я же не скажу, что нечего: если на 15-20 человек хватает, то найдется и на 21-го. Плохо это или хорошо, не знаю.

- Не прогоняете же.

Если получается у нас жить, то не прогоняю, и не важно, какая жизнь у него была до сегодняшнего дня. А если у него не получается и он начинает еще и стадо Христово уводить влево-вправо, портить, тогда снисхождение к одному не должно превращаться в бессердечие ко многим, как говорил, если память не изменяет, Афанасий Александрийский.

Если из-за одного другим становится плохо, то предлагаем нас покинуть. Недавно один такой покинул, ушел в реабилитационный центр. Нас участковый ругает, что мы плохо работаем. Мы согласны, совесть мучает, действительно, что-то мы не доработали. Такое бывает, поэтому здесь не идеальная картина, как везде - как в семье, как в братстве, как в воинстве.


Мальчишки-беженцы из Украины

- Вы же еще очень много людей из Донбасса приняли.

Мы с православными добровольцами отремонтировали брошенный детский дом, в селе Екатерининское - два трехэтажных здания. А через месяц в Омск привезли 1000 беженцев, и нам предложили принять 100 беженцев.

Мы их разместили, государство что-то компенсировало, что-то - нет, а с 31 декабря 2015 года все финансирование закончилось.

Те, кто трудоспособен, давно уже устроились на работу - месяца через три после того, как приехали. А к нам со всей области собрали многодетных, пенсионеров, инвалидов. Они попросили их поддержать, деваться им некуда, сейчас ищем средства. Человек 20-30 с детьми.

Пытаемся сделать Центр социальной адаптации для нуждающихся россиян, приют для беременных сделать.

Создали центр добровольческой помощи и социальной поддержки.

Вещи собираем, раздаем, ищем. Если какие-то вопросы трудоустройства, справочные вопросы, стараемся решать.

Это все было сначала больше для украинцев - они жили в пунктах временного размещения. Пожили два-три месяца, а потом по логике закона должны выходить в мир. Мы сделали структуру, которая им помогает после выхода из пункта временного размещения.

- Владыка, последний вопрос: что такое - Святая Русь? Почему она святая?

Святая Русь - это смысл жизни, национальная идея, которая была у нас до Петра I, когда форточки из Европы или в Европу еще не были открыты. Это было время Святой Руси.

И потом возрождалось это понятие, востребовалось, когда был спор славянофилов и западников. Их не надо, по большому счету, противопоставлять - и те, и те были патриоты.

Славянофилы идеалы Святой Руси восставляли на подсвечники - для того, чтобы ориентироваться, но Россия пошла все-таки по западному пути: протестантизм, капитализм, коммунизм…

И в наши времена понятие Святой Руси возрождается. Применяются выражения «русский мир», «традиционные ценности» - и похоже, что хранить эти ценности, и правда, в мире больше некому.

Если на Западе в средствах массовой информации пишут, что Путин и Русская Православная Церковь развращают Европу традиционными ценностями, то что тут скажешь?

Самая большая проблема нашего времени - человек живет для себя. Не для ближнего, не для Бога. А Святая Русь - это когда человек жил для Бога, и первая ценность для него - Бог.

Кто хулит Святую Троицу - тому смертная казнь: это хоть и было отражено в «Русской правде», на деле не применялось, но выстраивало систему ценностей.

На первом месте Бог, потом - благо общества.


Святая Русь: Тарский Кремль. Здесь на протяжении веков насмерть стояли за русские границы

Общество как высшая ценность - тоже неплохо. А сейчас высшая ценность - это личность. Хорошо, если бы имелась в виду та личность, которая рядом со мной. А сейчас понимается так: я личность, что мне нравится, то и свято. Эгоизм сегодня главная ценность.

Кто-то сказал, не знаю, правда или нет, что 50% больничных койко-мест в Америке - для психически больных. Половина жителей употребляют антидепрессанты. Если ребенок у них достигает 18 лет, они выставляют чемоданы за дверь: дальше давай сам.

А у нас говорят: что за родители, если своих детей до пенсии не доведут?! Это тоже, конечно, излишество, но мне оно симпатичнее: мама все-таки любовь имеет. Она кормит свое дитя и сама насыщается. Ей сладко. Традиционные семейные ценности - это и есть Святая Русь. В том числе и глупость святая, когда верили, что все люди добрые и что не может же быть, чтобы нас обманывали.

Дай Бог, конечно, чтобы была не глупость святая, а святая мудрость.

А для этого нужно иметь систему ценностей, образование, основы православной культуры, основы русской духовности. Важно не просто в церковь ходить, а Бога искать, и искать с болью и любовью. Тогда Святая Русь будет в нашем сердце.

Это ведь не мы говорили, люди из-за рубежа приезжали и говорили, что все государства граничат с другими странами, а Россия - граничит с небом.

С епископом Тарским и Тюкалинским Савватием
беседовала Анастасия Рахлина

Митрополит Савватий (в миру Сергей Геннадьевич Антонов ; 1 сентября 1968, Чебоксары) - архиерей Русской Православной Церкви, митрополит Улан-Удэнский и Бурятский.

Биография

Родился в 1 сентября 1968 года в семье священнослужителя (отец Геннадий Николаевич Антонов - настоятель Введенского собора в Чебоксарах). В 1985 году окончил среднюю школу, в 1986-1988 годах проходил службу в армии в войсках ВВС.

20 августа 1989 года архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой (Кедровым) пострижен в монашество с именем Савватий в честь преподобного Савватия Соловецкого. В тот же год 27 августа был рукоположен во иеродиакона, а 22 октября во иеромонаха и 1 ноября назначен священником кафедрального Введенского собора Чебоксар.

В 1993 году окончил Московскую духовную семинарию.

30 июля 1993 года иеромонах Савватий был назначен наместником Свято-Троицкого монастыря в Чебоксарах и возведён в сан игумена. В 1996 году был возведён в сан архимандрита.

В 2004 году окончил Московскую духовную академию.

Архиерейство

30 января 2005 года архимандрит Савватий был хиротонисан во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии. Хиротонию в храме Христа Спасителя возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров), архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин), архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев), архиепископ Верейский Евгений (Решетников), архиепископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), епископ Красногорский Савва (Волков), епископ Дмитровский Александр (Агриков), епископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий (Васнев), епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), епископ Люберецкий Вениамин (Зарицкий).

10 октября 2009 года решением Священного Синода епископ Савватий был назначен на новообразованную Улан-Удэнскую и Бурятскую кафедру.

Решением Священного Синода от 27 декабря 2011 года утверждён в должности настоятеля (священноархимандрита) Спасо-Преображенского Посольского мужского монастыря (село Посольское Кабанского района Республики Бурятия) и Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря (село Троицкое Прибайкальского района Республики Бурятия).

1 февраля 2014 года за литургией в Храме Христа Спасителя в Москве возведён патриархом Кириллом в сан архиепископа.

Архиепископ Савватий - один из немногих иерархов Русской Православной Церкви, который активно присутствует в социальных сетях. Он имеет странички в «Живом Журнале», «Твиттере» и «ВКонтакте», где является одним из администраторов группы «Православие».

5 мая 2015 года определением Священного Синода Русской Православной церкви избран главой новообразованной Бурятской митрополии, в связи с чем 24 мая того же года в Храме Христа Спасителя в Москве возведён в сан митрополита.

Награды

  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2000 года) - за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций.
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского III ст. (2001 год)
  • Орден святого равноапостольного князя Владимира (УПЦ МП, 2008 год)
  • Патриаршая грамота (1 сентября 2013 года) - во внимание к архипастырским трудам и в связи с 45-летием со дня рождения

28 октября 2016 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Савватия (Перепелкина), клирика Шуйской епархии, во епископа Ванинского и Переяславского.

Чин наречения состоялся в соответствии с определениями Священного Синода от 21 октября 2016 года (журналы №№ 80, 81, 85).

Его Святейшеству сослужили: митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф; митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир; епископ Калининградский и Балтийский Серафим; епископ Дмитровский Феофилакт; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии.

Избранные к архиерейскому служению священнослужители обратились к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническими словами.

http://www.patriarchia.ru/db/text/4650779.html

Слово на наречение:

Ваше Святейшество! Святейший Владыка и милостивый отец! Боголюбивые архипастыри!

С особым чувством благоговения перед великим таинством архиерейской хиротонии стою ныне перед вами, ощущая свое недостоинство. Однако памятуя, что сила Божия «совершается в немощи» (2 Кор. 12:9), готов нести это новое для меня церковное послушание, чтобы стать добрым делателем на Божией ниве спасения людей.

Родился я в семье военнослужащего и провел свое детство в военном городке Иркутского военного авиационного училища среди курсантов, офицеров и членов их семей. Поэтому, избирая будущую профессию, я решил посвятить жизнь служению Родине в рядах Вооруженных сил.

Вспоминая сегодня свою жизнь, вижу в ней действие Промысла Божия через моих преподавателей и наставников в учебных заведениях, командиров на воинской службе, моих однокурсников и друзей. Через общение с ними постепенно менялось мое мировоззрение и восприятие современного мира. Чтение Евангелия, духовной литературы, посещение храмов и монастырей, встречи со священнослужителями и монашествующими все ближе приводили меня к осознанной вере в Бога, а позднее побудили меня оставить воинскую службу и посвятить оставшуюся жизнь служению Господу.

По благословению архимандрита Наума (Байбородина) я поступил в братство Николо-Шартомского монастыря, где принял монашество и был посвящен в священный сан.

Благодаря миссионерской деятельности обители на территории Ивановской области было основано несколько подворий, которые вели активную душепопечительскую деятельность. Милостью Божией на меня было возложено послушание духовника и настоятеля монастырских подворий.

В октябре 2011 года я был командирован в Хабаровскую епархию, где занимался строительством храмов, а позднее был назначен благочинным Восточного округа Хабаровской епархии.

Вот уже пять лет я нахожусь на дальних рубежах нашего Отечества, на побережье Татарского пролива, соединяющего Японское и Охотское моря. Радует, что за это время увеличилось количество храмов, возросла паства, больше детей стали изучать православную культуру в школах.

Ваше Святейшество! Позвольте от всей души поблагодарить Вас и Священный Синод за избрание меня на новообразованную кафедру в составе Приамурской митрополии. В этом избрании я вижу выражение Вашей заботы об укреплении и распространении православной веры на Дальнем Востоке.

Оказанное мне великое доверие побуждает меня приложить все свои силы, чтобы оправдать его в надежде на милость Господа нашего Иисуса Христа.

Смиренно склоняя голову перед выпавшим мне жребием, прошу ваших святых молитв, да дарует мне Всесильный Господь Свою благодать «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую».

http://www.patriarchia.ru/db/text/4650999.html



Родился в 1 сентября 1968 года в семье священнослужителя (отец Геннадий Николаевич Антонов - настоятель Введенского собора). В 1985 году окончил среднюю школу, в 1986-1988 годах проходил службу в армии в войсках ВВС.

20 августа 1989 года архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой (Кедровым) пострижен в монашество с именем Савватий в честь преподобного Савватия Соловецкого. В тот же год 27 августа был рукоположен во иеродиакона, а 22 октября во иеромонаха и 1 ноября назначен священником кафедрального Введенского собора Чебоксар.

В 1993 году окончил Московскую духовную семинарию.

30 июля 1993 года иеромонах Савватий был назначен наместником Свято-Троицкого монастыря в Чебоксарах и возведён в сан игумена. В 1996 году был возведён в сан архимандрита.

В 2004 году окончил Московскую духовную академию.

30 января 2005 года архимандрит Савватий был хиротонисан во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии. Хиротонию в храме Христа Спасителя возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении других иерархов.

10 октября 2009 года решением Священного Синода епископ Савватий был назначен на новообразованную Улан-Удэнскую и Бурятскую кафедру.

Решением Священного Синода от 27 декабря 2011 года утверждён в должности настоятеля (священноархимандрита) Спасо-Преображенского Посольского мужского монастыря села Посольское Кабанского районана Республики Бурятия и Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря село Троицкое Прибайкальского района Республики Бурятия.