Что такое айсберг и как он образуется. Ученые научились определять пути дрейфования айсбергов. Дальнейшая судьба айсбергов


Полосатые айсберги :

Стивен Казловски (Steven Kazlowski) снял эти величественные природные ледяные скульптуры, которые выточены морской водой и полярными ветрами на западной оконечности Антарктики. Отколовшиеся айсберги плавают в антарктических водах годами, и годами мать-природа, как искусный скульптор, творит замысловатые фигуры.

Колоннада в айсберге - не фотошоп!

Айсберг (нем. Eisberg, «ледяная гора») — крупный, свободно плавающий кусок льда в океане или море.

Как правило, айсберги откалываются от шельфовых ледников.

Природа айсбергов была впервые верно объяснена русским учёным Михаилом Ломоносовым.

Поскольку плотность льда составляет 920 кг/м³, а плотность морской воды — около 1025 кг/м³, около 90 % объёма айсберга находится под водой.

В 2000 году от шельфового ледника Росса откололся в результате механической абляции наибольший известный на данный момент айсберг B-15 площадью свыше 10000 км².

Весной 2005 г. его осколок — айсберг B-15A — имел длину более 115 километров и площадь более 2500 км² и всё ещё являлся крупнейшим наблюдаемым айсбергом.
Айсберг, отколовшийся от шельфового ледника Росса, названный B7B, размером 19 на 8 километров (площадь льда больше площади Гонконга) был замечен в начале 2010 года, при помощи спутниковой съемки NASA и ESA, на расстоянии примерно 1700 километров к югу от Австралии.

Первоначальный размер этого айсберга составлял около 400 квадратных километров.

Айсбергов такого размера, так далеко от источника своего происхождения за последние сто лет наблюдений отмечено не было.

На то, чтобы уплыть так далеко на север у айсберга B7B ушло около 10 лет. Координаты айсберга B7B на начало 2010 года — -48.8, 107.548° ю. ш. 107° в. д. / 48.8° ю. ш. 107.5° в. д..

Если айсберг синего цвета, скорее всего ему более 1000 лет.

Тёмно-синий цвет имеют т. н. «чёрные» айсберги, недавно перевернувшиеся в воде.

Айсберги представляют очень большую опасность для судоходства. Один из наиболее известных примеров столкновения айсберга с судном — гибель «Титаника» в 1912 году.

Их далеко уносят морские течения. И удивительное дело — иногда ледяные горы плывут как будто бы против течения.

Происходит так потому, что над поверхностью воды возвышается только восьмая или девятая часть всего айсберга, остальная погружена глубоко в воду, где течение порой противоположно тому, что на поверхности.

Над поверхностью моря айсберги могут достигать высоты 100м.

Плывущая в теплых водах ледяная гора обычно бывает окутана плотным туманом — это водяной пар более теплого воздуха сгущается над ее холодной поверхностью.

Самые крупные айсберги рождаются гигантскими ледниками Антарктиды.

Время от времени в леднике образуются глубокие трещины, и он раскалывается на отдельные блоки.

Рождение айсберга — эффектное зрелище. Огромная масса льда с грохотом, напоминающим чудовищной силы взрыв, обрушивается в воду.

Даже относительно небольшая ледяная гора, толщиной 150 м, длиной 2 км и шириной полкилометра, содержит в себе почти 150 млн. тонн пресной воды, причем очень высокого качества.

Этого количества воды хватило бы на целый месяц такому гигантскому городу, как Москва, с многомиллионным населением.

В США разрабатываются проекты транспортировки айсбергов к многомиллионному городу Лос-Анджелес, к портовым городам Южной Америки, Африки, Австралии.

Оказавшись в воде, айсберг отправляется в плавание.

Течения рано или поздно выносят его в более теплые широты, где его омывают теплые воды и он медленно тает под лучами солнца.

Но особенно крупные айсберги успевают продвинуться далеко на юг, если это арктические айсберги, или далеко на север, если — антарктические.

Всего за год от ледяного покрова Арктики отрывается около 26 тыс. айсбергов.

В течение года примерно 370 айсбергов создают угрозу для навигации. Поэтому в открытом океане за ними ведется неусыпное наблюдение специальной службы.

На айсбергах практикуется строительство обитаемых исследовательских баз.
Уже сейчас иногда практикуется отбуксировка айсбергов в засушливые районы.

Источники информации и некоторых фотоматериалов.

    Введение
    Определение айсбергов
    Основное географическое положение
    Примеры из истории
    Преимущество айсбергов
    Литература

Айсберги
В море встречаются огромные ледяные горы - обломки льдов полярных ледников. Их называют айсбергами ; в переводе с немецкого «Eisberg» это значит «ледяная гора» («айс» - лёд и «берг» - гора, «ледяная гора»).
Айсберги - это огромные массивы льда, которые сползают в океан с материка или острова в виде ледниковых языков или откалываются от ледяных берегов, окружающих мощным кольцом Гренландию и Антарктиду. Северной родиной айсбергов является Гренландия, которая непрерывно накапливает лед на своей поверхности, а потом сбрасывает излишки в воды Атлантики. Отсюда они, гонимые ветрами и течениями, начинают свой путь к югу, наперерез морским путям, связывающим два континента. Глубина рейдов зависит от времени года: в марте они спускаются не ниже 50° северной широты, а в октябре могут дойти и до 40° северной широты, где пролегают многие трансокеанские маршруты (см. рис.).
Айсберги образуются там, где имеются ледники, спускающиеся с гор в море. Такие ледники залегают в гористых местах полярных стран и представляют собой большие, в десятки или сотни метров толщиною, массы чистого льда. Ледовая масса ледника лишь кажется непо движной. На самом деле лёд всё время сползает по склону горы. Достигнув берега, ледник входит в море. Первое время, невдалеке от берега, лёд продолжает ползти по дну, но затем, по мере удаления от берега, плывёт на поверхности моря. Удары волн постепенно разрушают край ледника. Появляются продольные трещины, которые, увеличиваясь, откалывают часть льда. В ужасном грохоте, подобном выстрелам сотни артиллерийских орудий, рождается айсберг. Громадная масса льда откалывается от края ледника и рушится в море. Один за другим отплывают айсберги дальше в море, гонимые течением и ветром. Среди них встречаются гиганты высотою почти до 200 метров и площадью более квадратного километра!
Если ледяная гора попадёт на мель, то надолго застревает здесь, образуя своего рода ледяной остров.
Вторая, южная родина айсбергов отправляет их в плавание к сороковым широтам всех трех океанов:

      Тихого,
      Индийского
      и Атлантического.
Правда, эти районы значительно реже пересекаются судами, так как главные торговые пути проходят через Суэцкий и Панамский каналы. Количество и размеры айсбергов в южном полушарии несравненно больше, чем в северном.
Столообразные айсберги характерны плоскими, относительно ровными вершинами и огромными размерами и образуются в результате обламывания шельфовых ледников. Они состоят изо льда самых различных стадий формирования - от спрессованного снега - фирна, до твердого глетчерного льда. Плотность основного массива айсберга составляет от 0,5 до 0,8 г/куб. см, что обеспечивает ему хорошую плавучесть при значительном заглублении подводной части. Цвет айсбергов постоянно меняется: только что отколовшийся ледяной массив имеет матово-белый цвет благодаря большому содержанию воздуха в верхних слоях молодого фирнового льда. Постепенно пузырьки воздуха замещаются каплями воды, и цвет приобретает нежный голубоватый оттенок.
Столообразные айсберги могут достигать колоссальных размеров. В 1956 году ледокол «Глесьер» вблизи острова Скотта встретил айсберг длиной 385 километров и шириной 111 километров, который дрейфовал в океане много лет - в 1959 году его обнаружило китобойное судно «Слава». Ледяные гиганты не редкость – в декабре 1965 года ледовая разведка обнаружила ледяной остров площадью около 7000 квадратных километров. В основном столообразные айсберги значительно меньше рекордсменов: средняя длина равна 580 метрам, средняя высота надводной части - 28 метров, под водой больше ста метров ледяной глыбы (см. рис.).
Пирамидальные айсберги образуются в результате сползания в океан длинных языковых ледников, имеют остроконечную вершину и большую высоту надводной части. Размеры их сравнительно небольшие: средняя длина около 130 метров, высота - 54 метра. В 1904 году судно «Зенит» в районе Фолклендских островов встретило айсберг высотой 450 метров, встречались и более высокие пирамидальные глыбы. Обычно они имеют мягкий зеленоватый или голубоватый оттенок, но встречаются и темные айсберги. В ледовой глыбе содержится большое количество обломков горных пород, ила и песка, поглощенных ледником при его движении по суше.
Айсберги северного и южного полушарий представляют серьезную угрозу для мореплавания. Особенно опасны ледяные горы Северной Атлантики, которые даже в ясные ночи различимы с расстояния не более 500 - 600 метров. На таком расстоянии корабль уже не может избежать столкновения, даже отработав «полный назад». В этом районе холодное Лабрадорское течение встречается с теплыми водами Гольфстрима, что порождает густые и продолжительные туманы, в которых айсберг удается обнаружить с мостика корабля за считанные минуты до столкновения. Десятки судов стали жертвами ледяных скитальцев, погибли тысячи людей. Мир был потрясен гибелью «Титаника» в апреле 1912 года, который, избежав прямого столкновения с айсбергом, только скользнул правым бортом по его подводной части - через два часа на поверхности океана осталось только несколько переполненных шлюпок.
В 1913 году тринадцать крупнейших морских держав подписали соглашение о создании Международного ледового патруля, центр которого находится на Ньюфаундленде. Он поддерживает связь с судами и самолетами в районе патрулирования, анализирует данные наблюдений и обеспечивает своевременное оповещение всех судов об обнаруженных айсбергах. Наблюдение за движением айсбергов довольно сложная задача, так как очень трудно предсказать, в каком направлении и с какой скоростью будет двигаться ледяная громадина. Для облегчения наблюдения айсберг помечают яркой краской или сбрасывают на его поверхность автоматический радиомаяк. Хорошие результаты дают данные наблюдений, полученные с космических спутников.
Принятые меры дали ощутимые результаты - катастрофы практически прекратились, но 30 января
1959 года датский грузопассажирский теплоход «Ганс Хедховт» водоизмещением 3000 тонн столкнулся с айсбергом и погиб со всеми пассажирами и экипажем. Правда, столкновение произошло за пределами района патрулирования. Нельзя гарантировать полной безопасности судов в районах, где встречаются айсберги, поэтому особую внимательность должны проявлять штурманы, несущие вахту на ходовом мостике.
Плавание невдалеке от айсберга тоже грозит опасностью - у подтаявшего айсберга центр тяжести смещается вверх, он находится в состоянии неустойчивого равновесия и может в любой момент перевернуться. Опрокидывание айсберга наблюдали с борта теплохода «Обь» в море Девиса, и очевидцы так описали это событие: «В тихую погоду раздался сильный грохот, сравнимый по своей силе с артиллерийским залпом. Находящиеся на палубе увидели на расстоянии не более одного километра от судна медленно переворачивающийся пирамидальный айсберг высотой около сорока метров. От его надводной части отрывались огромные глыбы льда и с грохотом падали в воду. Когда надводная часть айсберга с шумом погрузилась в воду, от нее стала расходиться довольно крупная зыбь, вызывавшая качку судна. На поверхности моря среди обломков медленно покачивалась новая холмообразная и неровная вершина айсберга».
Может обрушиться край айсберга, что также грозит судну тяжелыми последствиями. Особенно опасно положение судна, зажатого во льдах. Айсберг, двигаясь под воздействием подводного течения, сокрушает ледяные поля и, приблизившись к судну, может раздавить его.
Из различных проектов уничтожения айсбергов ни один осуществить не удалось: бомбометание воспринимается ледяным исполином как иголочные уколы, а чтобы растопить миллионы тонн льда потребуется фантастическое количество энергии.
В последние годы многие районы Африки и Австралии испытывают острый недостаток пресной воды. Поэтому возник проект буксировки отдельных айсбергов к берегам Южной Африки и Австралии и использования воды, образующейся при их таянии для промышленных и иных целей. Подсчитано, что один айсберг среднего размера может дать такое количество чистой пресной воды, которое можно сравнить со стоком крупной реки.
В южных широтах океанов, в районах «ревущих сороковых», судну даже негде укрыться от штормового ветра и волн - на сотни миль вокруг не встретишь ни одного острова. Громадные ледяные айсберги могут стать надежной защитой - с подветренной стороны можно переждать шторм и произвести перегрузочные операции с судна на судно. А ровную площадку столообразных айсбергов можно использовать в качестве взлетной полосы для легкомоторных самолетов.
Но при выполнении этих операций следует постоянно помнить о коварном характере айсбергов, которые в любой момент могут превратиться в опасного врага.
Знаменитая «Калипсо» Жак-Ива Кусто направлялась в Антарктиду для океанографических и метеорологических наблюдений. Сотни ледяных глыб окружали небольшое судно, и тут начались беды: вначале отказал один винт, затем сломалась ось второго винта - судно потеряло управление. Ветер и волны погнали «Калипсо» к подножию гигантского айсберга, который подозрительно кренился. Осколки льда градом сыпались на палубу судна, а очередной волной «Калипсо» ударилась бортом об айсберг - образовалась полутораметровая пробоина, но, к счастью, она оказалась над ватерлинией. Только улучшение погоды спасло судно от гибели, оно с трудом добралось до ближайшего острова, откуда было отбуксировано в южноамериканскую гавань.
Айсберг - крупный, свободно плавающий кусок льда в океане или море. Как правило, айсберги откалываются от шельфовых ледников. Природа айсбергов была впервые верно объяснена русским учёным Михаилом Ломоносовым. Поскольку плотность льда составляет 920 кг/м?, а плотность морской воды - около 1025 кг/м?, около 90 % объёма айсберга находится под водой.
В 2000 году от шельфового ледника Росса откололся в результате механической абляции наибольший известный на данный момент айсберг B-15 площадью свыше 10000 км?. Весной 2005 г. его осколок - айсберг B-15A - имел длину более 115 километров и площадь более 2500 км? и всё ещё являлся крупнейшим наблюдаемым айсбергом.
Айсберг, отколовшийся от шельфового ледника Росса, названный B7B, размером 19 на 8 километров (площадь льда больше площади Гонконга) был замечен в начале 2010 года, при помощи спутниковой съемки NASA и ESA, на расстоянии примерно 1700 километров к югу от Австралии. Первоначальный размер этого айсберга составлял около 400 квадратных километров. Айсбергов такого размера, так далеко от источника своего происхождения за последние сто лет наблюдений отмечено не было. На то, чтобы уплыть так далеко на север у айсберга B7B ушло около 10 лет. Координаты айсберга B7B на начало 2010 года - 48.8° ю. ш. 107.5° в. д. (G) (O).
Если айсберг синего цвета, скорее всего ему более 1000 лет. Тёмно-синий цвет имеют т. н. «чёрные» айсберги, недавно перевернувшиеся в воде.
На айсбергах практикуется строительство обитаемых исследовательских баз. Уже сейчас иногда практикуется отбуксировка айсбергов в засушливые районы.
Нашу Землю называют голубой планетой. И не случайно. Ведь 70% земной поверхности составляет вода. Вода существует не только в жидком, но и в твердом состоянии (при отрицательных температурах). Твердая вода – это лед, ледники, составляющие ледовый панцирь Земли. Ледники – это многолетние массы льда, образованные за счет собирания и преобразования снега, которые движутся под действием силы тяжести и принимают форму потоков, выпуклых щитов или плавучих плит (шельфовых ледников). Полярные ледники почти всегда выходят к океанам и морям и активно с ними взаимодействуют, поэтому их называют «морскими». Ледники могут вторгаться в холодные мелководные моря, выдвигаясь на материковый шельф. Лед погружается в воду, что приводит к образованию шельфовых ледников – плавучих плит, состоящих из фирна (спрессованного пористого снега) и льда. От них периодически откалываются айсберги. На контакте с морем ускоряется движение ледяных потоков, их концы всплывают, образуя плавучие языки, которые тоже становятся источником огромного количества айсбергов. Об айсбергах мы и поговорим в нашей работе.
Конец ледника на какое-то время повисает над морем. Его подтачивают приливы, морские течения, ветры. Наконец он обламывается и с грохотом падает в воду. Ежегодно ледяные потоки образуют десятки кубокилометров льда в год. Все ледники Гренландии ежегодно выбрасывают в океан более 300 км 3 льда, ледяные потоки и шельфовые ледники Антарктиды – не менее 2 тысяч км 3 .
Гренландские айсберги - часто настоящие ледяные горы куполовидной или пирамидальной формы. Они могут возвышаться над водой на 70 – 100 м, что составляет не более чем 20-30% их объема, остальные 70-80% скрыты под водой. С Восточно-Гренландским и Лабрадорским течениями массы айсбергов выносятся до 40-50 0 северной широты, в отдельных случаях даже южнее.
В антарктических водах айсберги сослужили добрую службу китобойной флотилии «Юрий Долгорукий». Сильнейшие штормы мешали морякам перегрузить готовую продукцию на рефрижератор и взять топливо с танкера. И тут моряки увидели два айсберга рядом. Вокруг ходили высокие волны, а между ними была лишь легкая зыбь. Моряки рискнули стать между айсбергами и под их защитой произвести необходимую перегрузку. Кажется, это единственный случай, когда айсберги помогли морякам. Но айсберги не только величественное явление природы. Они могут служить источником пресной воды, которой все более остро не достает людям. Уже разрабатываются проекты «отлова» и буксировки айсбергов в безводные районы, такие как Саудовская Аравия, Юго-Западная Африка.
Любое творение природы уникально и неповторимо. Ледяные горы в океане – незабываемо красивая и величественная картина. Они имеют самые причудливые формы и удивительно окрашены. Они напоминают гигантские кристаллы драгоценных камней: ярко-зеленые, темно-синие, бирюзового цвета. Так преломляются солнечные лучи в идеально чистых и насыщенных пузырьками воздуха полярных льдинах. По причине этих пузырьков, которые значительно легче воды, айсберги погружены в воду только на пять шестых своего объема.
Истинные размеры айсбергов намного превосходят воображение. В Арктике эти горы льда возвышаются над уровнем моря в среднем на 70 м, достигая иногда высоты 190 м, а длина некоторых из них доходит до нескольких километров. На таких ледяных островах вели свою работу дрейфующая станция «Северный полюс – 6» и первые американские арктические станции в Северном Ледовитом океане. Плосковерхие же громады антарктических айсбергов имеют среднюю высоту надводной части 100 м, а некоторые из них поднимаются над водой на 500 м и имеют длину 100 км и более.
Морские течения и ветры подхватывают айсберги и выносят их из полярных морей на океанский простор. В Южном полушарии крупные антарктические айсберги особенно далеко проникают в Атлантический океан, здесь они доходят до 26 0 южной широты, т.е. до широты Рио-де-Жанейро, в Тихом и Индийском океанах айсберги не заплывают севернее 50-40 0 южной широты.
В Северном полушарии особенно много арктических айсбергов выносится Восточно-Гренладским и Лабрадорским течениями в Атлантический океан, где они достигают широты Англии. И здесь, на путях оживленного трансатлантического судоходства, они представляют серьезную угрозу для кораблей. Но современные корабли оснащены совершенными приборами, которые на большом расстоянии предупреждают о приближении любого препятствия, в том числе и айсбергов.
С помощью айсбергов, как мы уже говорили, можно было бы решить проблемы снабжения засушливых районов Земли пресной водой. Известному американскому океанологу и инженеру Джону Айзексу пришла в голову заманчивая идея – прибуксировать крупный айсберг к берегам страдающей от безводья Калифорнии, а воду, образующуюся при таянии айсберга, использовать для орошения засушливых земель. Можно предполагать, что колоссальная масса льда, которая даже в жарком калифорнийском климате будет таять очень медленно, может вызвать усиленную конденсацию атмосферной влаги и выпадение дополнительных осадков. Это приведет к увеличению запасов воды в водохранилище и некоторому уменьшению сухости климата на прилегающем к айсберге участке побережья. Это может быть использовано и в других засушливых областях земного шара, и, прежде всего в Австралии.
Как и всякое явление природы, айсберги требуют внимательного изученияучеными, чтобы они могли принести пользу человеку, не нарушив равновесия в природе.

Использованная литература

    Э. Бауэр. Чудеса Земли. М., «Детская литература», 1978 г.
    Энциклопедия для детей. География. М., «Аванта +», 1994 г.
    Популярная морская энциклопедия - Ю.Г.Глотов и В.А.Семченко
    и т.д.................

Айсберг (нем. Eisberg, «ледяная гора») — огромная, отколовшаяся от краёв ледника дрейфующая в океане или море льдина.
Природа айсбергов была впервые верно объяснена русским учёным Михаилом Ломоносовым.

Как образуется айсберг


Под действием силы тяжести от краёв ледника откалываются большие льдины, или айсберги. Ветром и течением их несёт в более тёплые воды.
“Фабриками” айсбергов служат фиордовые ледники Гренландии и шельфовые ледники Антарктиды.

Айсберги, образовавшиеся из материкового льда Антарктиды , могут возвышаться над водой на 100-метровую высоту. Самый большой из измеренных когда-то айсбергов имел 322 км в длину и 97 км в ширину .


Айсберги, образовавшиеся из ледников Гренландии и островов Арктики, значительно меньше – самые большие из них поднимаются до 70 м над поверхностью воды.



Всего за год от ледяного покрова Арктики отрывается около 26 000 айсбергов .

В течение года примерно 370 айсбергов создают угрозу для навигации особенно в Атлантическом океане, так как течения их сносят в районы движения судов. Поэтому в открытом океане за ними ведется неусыпное наблюдение специальной службы.



Над поверхностью моря находится примерно 1/10 часть айсберга , а большая часть их находится под водой.

Помимо этого, плывущая в теплых водах ледяная гора обычно бывает окутана плотным туманом и увидеть айсберг можно слишком поздно. Но на сегодняшний день моряков об опасности предупреждают радиолокаторы (радары), которые могут “видеть сквозь туман.



В 1912 г. в густом тумане столкнулся с айсбергом большой пассажирский пароход "Титаник", пересекавший Атлантический океан. Пароход, на котором плыли в Америку две тысячи двести пассажиров, затонул.

В журнале Geophysical Research опубликованы исследования о причинах, влияющих на движения айсбергов. В настоящее время ученым удалось смоделировать дрейфование антарктических айсбергов через Южный океан, а также определить факторы, лежащих в основе их движения и таяния.
Ученые со всех уголков мира внимательно наблюдают за шельфовым ледником Ларсена у побережья Антарктического полуострова. От ледника начал отламываться массивный айсберг. Будущая глыба льда - примерно 175 км в длину и 50 км в ширину. Его общая площадь может составить 6 тыс. кв. км, а вес - 1300 гигатон, что сравнимо с весом всех айсбергов, образующихся в этом регионе за год. Практически невозможно предсказать, когда этот айсберг отколется от ледника. Тем не менее, специалисты Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера (Германия) добились в этом вопросе значительных успехов. Они узнали о факторах, влияющих на движение айсбергов, когда они откалываются от , и могут предположить их путь через Южный океан.

«Айсберги, размером не больше двух километров в длину или ширину, обычно отдаляются от края шельфового ледника в течение нескольких месяцев. Ветер сдувает их в открытое море, где они распадаются на мелкие части и в конечном итоге растают за два-три года», - объясняет Томас Раков (Thomas Rackow), моделирующий климатические условия в Институте Альфреда Вегенера и один из авторов исследования.
Для своего исследования Томас Раков и его коллеги создали компьютерную модель айсберга, использовав его данные и фактическое положение. Потенциальные маршруты, полученные с помощью компьютера, сопоставили с данными существующих крупных айсбергов. Основная цель эксперимента заключается в том, чтобы понять, в каком регионе Южного океана крупные айсберги будут таять, увеличивая тем самым количество пресной воды.


Когда дело касается айсбергов-великанов, откалывающихся от ледника Ларсена, ветер уже не играет особой роли. Их движение, главным образом, обусловлено собственным весом, а также тем фактом, что поверхность Южного океана не идеально ровная, а имеет небольшой наклон на север. Из-за этого уровень воды на южном краю моря Уэдделла и вдоль всего Антарктического полуострова может оказаться на полметра выше, чем в центре. Когда большие айсберги дрейфуют, сначала они соскальзывают вниз по наклонной поверхности океана, отклоняясь влево и курсируют параллельно побережью в Антарктическом прибрежном течении. Это связано с силой Кориолиса, которая является одной из сил инерции вследствие вращения Земли.


Но бывают исключения. Крупные столообразные (плоские) айсберги могут отклоняться от курса силы Кориолиса и задерживаются возле побережья в течение первых трех или четырех лет. Но рано или поздно они попадают в ловушку с дрейфующими льдами и отплывают от берега. После того, как айсберги оказываются в открытом море, они попадают в одну из четырех «магистралей», которые транспортируют плавучий ледник на север. Один из этих путей следует к восточному побережью Антарктического полуострова. Второй путь находится на нулевом меридиане, на восточном краю моря Уэдделла, третий - на Кергеленском плато в восточной Антарктиде. Последний оставшийся путь ведет айсберг на север от моря Росса.


После того, как айсберги начинают свое путешествие на север, они пройдут тысячи километров, прежде чем растают. Крупнейшие из них даже достигают берегов Южной Америки и Новой Зеландии. Насколько долго будущий айсберг ледника Ларсена будет дрейфовать - зависит от того, остается ли он неповрежденным после откалывания. Есть вероятность, что он распадается на более мелкие куски. Помимо этого, айсберг может сесть на мель. Томас Раков считает, что у айсберга есть шанс, что он будет дрейфовать около года через море Уэдделла, вдоль побережья Антарктического полуострова. В таком случае, он последует северо-восточным курсом до Южной Георгии и Южных Сандвичевых островов. Учитывая его массивный вес, айсберг продержится на плаву от восьми до десяти лет. Это максимальная продолжительность жизни странствующих айсбергов на текущий момент.

Айсберг – это громадная льдина, плавающая в мировом океане.

Откуда же берутся айсберги?

Огромные куски льда откалываются от ледников, которые покрывают материки и пускаются в свободное плавание. Например, северные айсберги откалываются от ледникового покрова Гренландии, а южные от Антарктиды, причем южные айсберги, по своим размерам намного превышают северные. Не только от свойств айсберга зависит длительность существования и дальность его плавания, это также зависит и от таких факторов, как направление и скорость течения в океане.

Самые крупные по своим размерам и промороженные вплоть до -60 C, айсберги Антарктиды «живут» по многу лет, бывает даже более десятилетия. Тогда, как Гренландские айсберги немного меньших размеров и температура их глубокого промерзания достигает -30С. Живут они гораздо меньше, и срок их таяния составляет 2-3 года.

Лед намного легче воды, этим то и объясняется почему, даже самые глубокие водоемы не замерзают зимой полностью. Если бы было наоборот, то, в самом деле, лед падающий на дно вытеснял бы на поверхность нижние слои воды, и постепенно вся вода в водоеме просто бы замерзла.

Но, при замерзании воды совершается совсем обратное. В момент преобразования воды в лёд, ее объём увеличивается примерно на десять процентов, и в итоге плотность льда оказывается намного меньше чем у воды. Этим-то и объясняется, почему лед плавает на поверхности.

На значительной глубине мирового океана температура воды бывает ниже нуля градусов, однако вода там не замерзает. Истолковывается это давлением, которое образовывают верхние слои воды.

Впервые на вопрос, почему айсберги не тонут, ответил Михаил Ломоносов. Плотность айсберга - 920 кг/м?. Кроме того, айсберг или глыба льда состоит из пресной воды и, отделяется от шельфовых ледников.

Из-за того, что морская вода плотнее айсберг и не тонет полностью. И потом важно знать, что на поверхности воды плавает только его десятая часть – макушка, все остальное - 90% этой глыбы льда спрятано под водой.

Встреча с ним для судов в открытом море весьма опасна. Если корабль вовремя не заметит движущейся айсберг, то при столкновении он может получить очень серьёзные повреждения или даже погибнуть.