Какой процент накладных расходов в коммерческой смете. Что входит в накладные расходы в смете? Накладные расходы в коммерческих организациях

Любой вид деятельности связан с затратами. Среди них выделяют отдельную категорию – накладные расходы (НР). Что это такое? Что относится к ним? Как рассчитываются?

Накладные расходы, что это, что включают?

Накладные расходы относят к косвенным затратам. Их можно рассматривать как дополнительную часть прямых издержек. К НР относят затраты, не связанные напрямую с себестоимостью производства продукции или оказания услуг предприятием. Рассматривается экономическая связь: движение денежного потока на покрытие производимых операций.

Прямые и накладные затраты не могут существовать отдельно. В одном случае издержки могут быть косвенными. В другом они же становятся прямыми. К примеру, сумма оплаты потребленного электричества конкретным участком будет косвенной издержкой в отношении всей линии производства. Но прямые издержки понесет именно этот цех.

Накладные расходы включают в себя в строительстве

В НР в строительстве включаются статьи, которые можно подразделить на следующие группы:

  • 1. Административно-хозяйственные (связаны с управлением всего процесса: оплата труда персонала, незадействованного в строительстве, развития управленческого контроля, уплата налогов, почтовые, типографские, канцелярские, банковские затраты, оплата ЖКХ административных зданий, обслуживание служебного транспорта и др.).
  • 2. Обслуживание строительных рабочих (налоги от ФОТ, расходы по обучению и переподготовке кадров; обслуживание бытовых условий; затраты по охране труда, безопасности).
  • 3. Организация работ на площадках (затраты по содержанию временных конструкций, сооружений, инструмента, пожарная, сторожевая охрана, расходы на модернизацию, проектирование, содержание площадок в надлежащем состоянии, подготовка к сдаче).
  • 4. Прочие издержки (рекламные расходы, амортизационные отчисления по нематериальным активам, кредитные платежи).

Сколько процентов?

Процент НР зависит от ряда показателей:
общего ФОТ;
среднеотраслевых затрат по отдельным работам;
территориальной привязки (10-20%).

Для произведения расчетов накладных издержек используют нормативы. Они устанавливаются по отдельным видам строительства или ремонтно-строительным, монтажным работам. Нормативы утверждаются и периодически корректируются законодательно. Любое изменение также учитывает фактические издержки строительной фирмы согласно анализа финансовой отчетности.

Исходя из целевого назначения, процент НР по укрупненным статьям составит:

  • 1. 43,45% придется на административно-хозяйственные издержки;
  • 2. 37,32% — обслуживание строительных рабочих;
  • 3. 15,7% — организация работ на площадках;
  • 4. 3,53% — прочие затраты.

Что входит в накладные расходы в смете?

НР в смете учитываются для каждого отдельного случая в соответствии с предоставляемыми услугами или выпускаемой продукцией. Важно придерживаться общепринятых механизмов формирования документации.

Исходя из функций и масштаба использования, накладные издержки разделяют на группы:

  • Нормативы по отдельным видам строительства – рекомендуется использовать при составлении смет инвестиционных программ и тендерной документации.
  • Нормы по монтажных, ремонтно-строительных и отдельных строительных процессах – применимы для формирования рабочих проектов или при оплате выполненных работ.
  • Индивидуальные нормативы по монтажно-строительных и ремонтно-строительных предприятиях – используются под отдельные условия деятельности, отличны от усредненных значений, которые закрепляются укрупненными нормами НР.

МДС

Определение нормативных значений накладных затрат по отдельным сметам изложено в Методических указаниях в строительстве (МДС). Все сметные показатели образуют систему формирования цены и нормирования. В методических указаниях отражаются положения по тому, как считать стоимость строительства, порядок составления смет, определения величины нормативных издержек.

Также приводятся советы по оплате труда персонала, приводится нормативно-расчетная база в договорных ценах и сметах, формы и системы заработной платы, принципы построения и использования единой тарифной сетки и др. В строительстве обязательно используются и ТЕР, представляющие собой расценки по выполнению локальных работ.

Расчет накладных расходов формула

Накладные расходы – это неизбежные затраты, которые несет любая компания. Они составляют значительную часть всех затрат и оказывают влияние на финансовый результат. Читайте, что относится к накладным расходам и как их оптимизировать, чтобы сделать бизнес эффективным. А также скачайте методику сокращения затрат.

Накладные расходы - это...

Расходы на предприятии делятся на две основные группы – основные и накладные. Основные – это затраты, напрямую связанные с производственным процессом: заработная плата рабочих, стоимость сырья и материалов.

Что входит в накладные расходы в смете при строительстве

Есть отрасли, в которых состав накладных расходов в смете четко определен законодательством – это строительство, медицина, химическая промышленность и добыча угля и сланца. Говоря о том, что входит в накладные расходы в строительстве, необходимо отметить, что в их составе учитываются:

  • на обслуживание и обучение рабочих,
  • затраты на проведение и организацию пусконаладочных и строительно-ремонтных работ,
  • прочие, в том числе коммерческие издержки .

Для остальных отраслей перечень накладных расходов в смете открыт, и они включают в себя, например:

  • аренду и ремонт цеха,
  • коммерческие издержки на реализацию продукции
  • коммерческие издержки на проведение инвентаризации.

Накладные расходы в смете - это...

Накладные расходы в смете находятся в прямой зависимости от фонда оплаты труда работников производственной сферы – например, строителей.

Формула накладных расходов:

НР = Φ *ω* µ

Перед тем, как посчитать накладные расходы в смете, необходимо рассчитать ФОТ и определить два параметра – норму накладных расходов и понижающий коэффициент. Эти параметры говорят о том, какую долю могут составлять накладные расходы в общей смете.

Коэффициенты ω и µ, регламентированы законодательно. Что касается нормы накладных расходов, то в строительстве она также регламентирована законодательством для каждого вида накладных затрат. Начисление накладных расходов производится при составлении сметы в конце расчетов прямых издержек.

Накладные расходы в калькуляции на производстве

Поскольку метод калькуляции накладных расходов на производстве законодательно не регламентирован, показатели, пропорционально которым распределяются накладные затраты, надо выбрать самостоятельно. Расчет накладных расходов в может производиться пропорционально объему продаж или пропорционально машиночасам – если производственный процесс автоматизирован (см. также, ).

Если доля накладных расходов существенно меньше доли основных затрат, размер накладных расходов в калькуляции себестоимости может определяться исходя из отношения прямых расходов на единицу продукции к общей сумме затрат. В компаниях со сложной инфраструктурой производства обычно используют комбинированные способы расчета.

Коэффициент общехозяйственных накладных расходов может рассчитываться пропорционально фонду заработной платы, а производственных – пропорционально материальным затратам.

В наиболее распространенных случаях коэффициент накладных расходов в производстве определяют по следующей формуле:

К = Ω / α*100%

Примеры расчета

Пример 1

Общая сумма накладных расходов на обувной фабрике ФестСтэп за 2018 год составила 26 400 тыс. руб., а зарплата основных рабочих за тот же период – 27 600 тыс. руб.

Рассчитаем, сколько процентов составят накладные расходы, с учетом того, что в качестве базы для распределения выбран фонд оплаты труда работников основного производства.

26 400 тыс. руб. / 27 600 тыс. руб. х 100 = 95,65%

Пример 2

ООО «Холидэй» осуществляет доставку цветов и подарков. ФОТ основных работников составляет 29 500 тыс. руб. в год. В 2018 году накладные расходы планировались с коэффициентом 89,15% и составляли 26 300 тыс. руб. Однако в конце 2018 года было принято решение снизить их до 63 % путем , и частичного сокращения штата вспомогательных подразделений. Соответственно, в 2019 году уровень показателя должен составить:

Одним из действенных способов оптимизации также является и автоматизация рутинных процессов. Так, вместо того, чтобы расширять штат бухгалтерии, можно автоматизировать процесс ввода номенклатуры в программу и в значительной степени разгрузить бухгалтера по ТМЦ. Некоторые фирмы в принципе могут отдать процесс бухгалтерского учета на аутсорсинг и этим значительно снизить накладные расходы.

О том, как автоматизация позволила повысить продуктивность работы финансовой службы в два раза.

Подчас снижение затрат в будущем предполагает определенные капитальные вложения. Так, если говорить о долгосрочной перспективе, в некоторых ситуациях гораздо рациональней приобрести помещение и оборудование в собственность, чем тратиться на долгосрочную аренду.

Также эффективным способом снижения накладных затрат может стать грамотный выбор поставщиков канцелярии и хозяйственных принадлежностей и оптовая закупка, позволяющая пользоваться соответствующими скидками.

Кроме того, положительный эффект на уровень накладных расходов может оказать система рационализаторских предложений – при которой каждый сотрудник (или каждый руководитель отдела) за определенный период времени (например раз в месяц) должен предоставить предложение по снижению издержек в своем отделе. Благодаря такой системе, удается выявить «узкие места» и скрытые резервы, в каждом подразделении компании.

Пример нормирования накладных затрат

Проанализируем процесс нормирования накладных затрат ООО «Холидэй» с учетом планируемого суммарного значения – 18 585 000 руб.

Таблица . Бюджет накладных расходов ООО «Холидэй» на 2019 год

Тип расходов, руб.

Планируемое значение, руб.

Административно-хозяйственные расходы

Заработная пата АУП + страховые взносы

Расходы на услуги связи

Расходы на консультационные и юридические услуги

Расходы на приобретение канцтоваров и чистящих средств

Всего

12 454 000

Расходы на обслуживание и обучение работников

Обучение работников

Охрана труда и техника безопасности

Средства гигиены

Всего

Расходы на организацию бизнес-процесса

Пожарная безопасность

Ремонт автомобилей

Всего

1 714 000

Прочие затраты

Амортизация

Аренда офиса

Лизинг автомобилей

Всего

4 091 000

Итого

18 585 000

По окончании 2019 года руководство компании сможет сопоставить реальные значения накладных расходов с планируемыми, проанализировать причины возможных превышений и принять управленческие решения по их минимизации.

Причины 85 процентов критичных отклонений факта от плана по итогам года - недостаточный контроль за бюджетом в течение года и слишком редкие корректировки. Чтобы быстро и информативно провести план-факт анализ, .

Так, например, если затраты на ремонт автомобилей превысят планируемое значение, руководство ООО Холидэй возможно примет решение о замене старых автомобилей на новые, или, как вариант, в будущем воспользуется услугами другого автосервиса.

Выводы

Несмотря на то, что накладные расходы не являются основными с точки зрения производственного процесса, они составляют существенную часть всех расходов компании и оказывают влияние на финансовый результат. Грамотная и своевременная оптимизация поможет избежать необоснованных трат и сделает бизнес более эффективным.

Расходы на производство — это не только затраты на материалы и запчасти, из которых изготавливается продукция. Это еще и затраты на создание определенных условий, благодаря которым это производство может осуществляться. Такие расходы называются накладными (косвенными) , они также входят в себестоимость готовой продукции.

Накладные расходы могут быть разными, они делятся на 4 группы :

  • административно-хозяйственные;
  • затраты на обслуживание рабочего персонала;
  • организация производства;
  • прочие непроизводственные нужды.

Административно-хозяйственные

Они представляют затраты на управленческий персонал, обеспечивают всем необходимым для работы административную часть организации, ее офисы. Это могут быть затраты на следующее :

  • заработная плата персонала;
  • командировки и расходы на служебный транспорт;
  • содержание офисной и бытовой техники, предоставление связи;
  • покупка канцелярских принадлежностей, учебных пособий;
  • оплата земельного налога, амортизации, коммунальных услуг, аренды зданий управленческого аппарата;
  • расходы на банковское обслуживание, проверки аудитором или получение консультаций;

Обслуживание рабочего персонала

Затраты на рабочих организации могут быть представлены следующим :

  • начисление заработной платы персонала;
  • переквалификация, подготовка кадров;
  • содержание помещений, ремонт, санитарные процедуры;
  • плата за аренду, амортизация рабочих помещений;
  • расходы на защитную спецодежду, страхование от несчастных случаев на производстве.

Организация производства

Затраты, связанные с созданием условий, которые делают возможным процесс производства, это:

  • износ рабочего инвентаря, срок службы которых до 1 года;
  • износ временно установленных сооружений;
  • траты на пожарную охрану и охрану территории;
  • затраты на содержание лабораторных помещений, поддержание изобретательства;
  • оплата за обустройство площадок для строительства.

Прочие непроизводственные

  • реклама;
  • погашение кредитов и ссуд.

Для расчета размера косвенных расходов существует несколько методов :

В крупных организациях, имеющих развитую структуру, методы расчета накладных расходов комбинируются .

Контроль данных

Все действия, которые касаются расчетов по накладным расходам, должны контролироваться по следующим моментам :

  • все совершенные накладные затраты обязательно отражаются на определенных счетах бухгалтерского учета;
  • все оплаты, которые совершаются в определенное время, фиксируются в периоде, в котором они были произведены фактически;
  • расходы, входящие в расчет себестоимости, должны располагаться строго на отдельном счете;
  • накладные затраты следует включать в формирование расходов по периоду.

Детали расчета по смете

Расходной сметой называется подсчет затрат, необходимых на само производство, на реализацию товара и т. д. за какой-либо период. У каждой организации имеется своя смета , составленная в зависимости от ее деятельности и индивидуальных особенностей. Смета помогает контролировать финансовую часть фирмы, прогнозировать расходы и видеть общую картину положения на ближайшее время.

Накладные расходы, которые могут содержаться в смете:

  • заработная плата работников;
  • налоговые и социальные отчисления;
  • обслуживание оборудования и техники, эксплуатация;
  • служебные командировки;
  • расходы на служебный транспорт;
  • комиссия за обслуживание банком;
  • обучение или переквалификация работников;
  • расходы на создание гигиенических и безопасных для здоровья условий для работы;
  • ремонт помещений и оборудования;
  • спецодежда, поддержание техники безопасности.

Каждая организация сама составляет свою смету, содержание статей может изменяться добавлением или исключением некоторых позиций.

Процент и распределение средств

Процент, который определяет составляемую долю косвенных затрат, определяется индивидуально каждой организацией в зависимости от ее деятельности, объема продаж, затрат на материалы, ФОТ и машино-часов. Именно эти показатели позволяют грамотно распределять расходы .

Вычислить процент отношения косвенных затрат также можно по формуле:

% накладных расходов по отношению к общей смете всех расходов = сумма всех накладных расходов / ФОТ * 100%

Нормативы

Расходы, связанные с работами по строительству, подвергаются контролю нормативами, которые устанавливают определенные размеры на них. Накладные затраты на строительные и монтажные работы не должны превышать коэффициент, равный 0,85 от размера фонда оплаты труда рабочих .

Это ограничение не касается объектов, которые получают финансирование из государственного бюджета, а именно:

  • работы со сваями;
  • строительство мостов;
  • прокладка трубопровода;
  • работы по укреплению грунта;
  • строительство метро и тоннелей.

Помимо этого, есть исключения, при которых коэффициент по сметной прибыли не должен превышать 0,8 , это касается:

  • косвенных затрат по крупным нормативам;
  • моментов, когда общеотраслевые нормативы занесены в сметной прибыли в качестве части от всех затрат на строительные работы, суммой не более 0,65 от всей стоимости;
  • позиций в сметной прибыли, которые прописаны в Письме Росстроя РФ №АП-5536-06 от 18.11.2004 г.

Статьи затрат в строительстве

Данные расходы связаны с созданием благоприятных условий, в которых имеется возможность выполнения строительных и ремонтных работ. Это затраты на:

  • обучение работников, их подготовка и переквалификация;
  • отчисления единого социального налога рабочих;
  • создания условий санитарии и обеспечение гигиены;
  • полное обеспечение перемещаемых сооружений, служащих для бытовых целей;
  • заработная плата персоналу;
  • питание и медицинское обеспечение;
  • обеспечение защитной спецодеждой;
  • страховые взносы;
  • оборудование и обустройство для возможности эксплуатации строительных площадок;
  • расходы на НМА, банковское обслуживание, кредиты и рекламу.

Кроме этого, к строительным статьям относятся такие административные расходы, как:

  • оплата труда административного и обслуживающего персонала;
  • оплата связи, интернета и услуг почты
  • содержание зданий и сооружений;
  • командировки;
  • закупка необходимой печатной техники и канцтоваров;
  • оплата услуг банка, аудитора, юристов, обслуживание ПК;
  • представительские траты;
  • прочие непредвиденные нужды.

Транспортные расходы

Важным моментом является отдельный учет расходов на служебный автотранспорт :

  • покупка служебного и производственного транспорта;
  • аренда транспорта для служебных нужд и для производства;
  • ремонт данной техники;
  • затраты на горюче-смазочные материалы (ГСМ).

Определение суммы накладных расходов

Размер всех косвенных расходов = сумма всех позиций затрат + ФОТ + налоги, подлежащие к уплате в бюджет

Все косвенные расходы зависят напрямую от таких показателей , как:

  • оплата труда рабочего персонала;
  • расходы на обслуживание и управление;
  • ремонтно-монтажные работы.

Отражение в бухгалтерском учете

Как и любое движение денежных средств, расходы на хозяйственные нужды отражаются в бухгалтерском учете. Накладным расходам выделен 26 счет «Общехозяйственные расходы».

Корреспонденции 26 счета с другими счетами :

Дт Кт Хозяйственная операция
26 70 начисление заработной платы сотрудникам административного аппарата
26 71 выдача подотчетных сумм сотруднику административного аппарата
26 69.1.1 страховые взносы ФСС
26 69.3.1 страховые взносы ФОМС
26 60, 76 накладные затраты на услуги
26 10 расходы на материалы, используемые в хозяйственных нуждах (канцтовары)
26 21 списание полуфабрикатов в счет общехозяйственных нужд
26 23 затраты на вспомогательное производство в счет общехозяйственных нужд
26 29 расходы на обслуживание в счет общехозяйственных нужд
26 02 амортизация основных средств, не используемых для производства
26 05 амортизация нематериальных активов
08 26 расходы на строительство
20 26 списание в производственные расходы
28 26 затраты, связанные с браком продукции
76 26 расходы на страховку
86 26 целевое финансирование
90 26 управленческие расход
99 26 непредвиденные общехозяйственные расходы

Через счет 20 «Основное производство», для этого выполняется проводка Дт 20 Кт 26 . При этом вся сумма с 26 счета уходит на 20.В конце каждого месяца счет 26 подлежит закрытию. Для этого необходимо обнулить данный счет, делается это двумя методами :

  1. Через счет 90 «Продажи» и его субсчет 90.2 «Себестоимость продаж». Переносится также вся сумма 26 счета, и выполняются проводки Дт 90 Кт 26 или Дт 90.2 Кт 26 .

Можно сделать вывод о том, что накладные расходы являются неотъемлемой частью расходов предприятия . Без них невозможно было бы осуществление процесса производства, а следовательно, получения прибыли. Поэтому их нужно строго осуществлять и внимательно учитывать.

Урок по накладным расходам представлен ниже.

Главная страница / Cметная документация / - Накладные расходы в сметном деле, особенность учета


В настоящее время учет накладных расходов в составе сметной стоимости строительной продукции, как уже отмечалось, производится в соответствии с Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004 Госстроя России от 12.01.2004г., взамен МДС 81-4.99 и МДС 81-34.2004 ).

Положения, приведенные в новых Методических указаниях, обязательны для всех предприятий, осуществляющих строительство за счет государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. В остальных случаях они носят рекомендательный характер. Нормативы накладных расходов установлены в процентах от вышеуказанной базы исчисления

В соответсвии с МДС 81-33.2004 в настоящее время используются следующие виды нормативов накладных расходов:

  • укрупненные нормативы по основным видам строительства;
  • нормативы по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ, ремонтно-реставрационных работ, пусконаладочных работ;
  • индивидуальные нормы для конкретной подрядной организации.

Укрупненные нормативы по основным видам строительства целесообразно использовать для разработки инвесторских смет, а также на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.

Нормативы накладных расходов по видам работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации при составлении локальных смет, а также при расчетах за выполненные работы.

Индивидуальные нормы накладных расходов учитывают реальные условия строительства и расходы конкретных подрядных организаций. Расчет норм осуществляется путем калькулирования расходов по статьям затрат и отнесением полученной итоговой суммы к фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов.

Окончательное решение по выбору видов и величин накладных расход принимается заказчиком (инвестором) и подрядной организацией в ходе переговоров.

При определении стоимости строительных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами ) по договорам подряда, величину накладных расходов рекомендуется рассчитывать на основе индивидуальной нормы, принимая для расчета только те статьи затрат и расходов, которые соответствуют фактическим условиям выполнения работ по подряду.

Индивидуальная норма не должна превышать 50% от фактической величины средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов (МДС 81-33.2004).

МДС 81-33.2004
4.8.Нормативы накладных расходов на работы по капитальному ремонту производственных зданий и сооружений, выполняемые подрядными организациями, принимаются в размерах, установленных для строительных работ.
При этом для определения сметной стоимости капитального ремонта объектов производственного назначения с использованием нормативов накладных расходов по видам строительных и монтажных работ понижающий коэффициент 0,9 не применяется.

4.9.Величина накладных расходов на строительные (ремонтно-строительные) работы, осуществляемые хозяйственным способом, определяется по индивидуальной норме.
При использовании в сметах нормативов накладных расходов по видам строительства или видам работ необходимо применять коэффициент 0,6.

4.10.При определении сметной стоимости материалов, полуфабрикатов, а также металлических и трубопроводных заготовок, изготовляемых в построечных условиях, накладные расходы начисляются по индивидуальной норме или в размере 66% к фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов).
Указанный порядок применяется и при расчетах за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком (К=0,85 НР НЕ применяется).

Примечание:

  • При определении сметной стоимости ремонтных работ в жилых и общественных зданиях, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве (в том числе возведение новых конструктивных элементов в ремонтируемом здании), с использованием сборников ТЕР-2001 (ФЕР-2001) нормативы накладных расходов следует применять с коэффициентом 0,9. Указанный коэффициент не применяется при определении стоимости работ по капитальному ремонту наружных инженерных сетей, улиц и дорог общегородского, районного и местного значения, мостов и путепроводов.
  • При реконструкции объектов метрополитена, а также мостов, путепроводов, искусственных сооружений, относящихся к категории сложных, к нормативам накладных расходов применяется коэффициент 1,2.
  • При выполнении работ по капитальному ремонту оборудования (ГЭСНм-2001-41) в жилых и общественных зданиях норматив накладных расходов принимается с коэффициентом 0,9.
  • При выполнении пусконаладочных работ по отраслевому технологическому оборудованию норма накладных расходов принимается в размере 65 % от фонда оплаты труда пусконаладочного персонала.
  • При реконструкции и капитальном ремонте действующих атомных электростанций и других объектов с ядерными реакторами к нормативам накладных расходов применяется коэффициент 1,2.

С 1 января 2011 года утрачивает свое значение коэффициент 0,94 к нормативам накладных расходов, введенный в действие письмом Росстроя от 31.01.2005г. № ЮТ-260/06.

  • До 1 января 2011 года - В связи со снижением с 01.01.2005г. максимальной ставки единого социального налога (ЕСН) до 26% все нормативы (нормы) накладных расходов применяются с коэффициентом 0,94. В соответствии с Федеральным законом от 20.07.2004 № 70-ФЗ с 01.01.2005 ставка единого социального налога (ЕСН) изменилась и составляет 26% вместо 35,6%. В то же время в составе накладных расходов, приведённых в МДС 81-33.2004 МДС 81-34.2004, учтены затраты за 2002-2003гг. на уплату ЕСН по ставке 35,6%. Поэтому в связи с изменением ставки ЕСН в письме Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 31.01.2005 № ЮТ-260/06 предусмотрено, что к нормативам накладных расходов, приведённых в прил. №№ 3,4,5 МДС 81-33.2004, а также в прил. №№ 4,5 МДС 81-34.2004, следует применять коэффициент 0,94 (за исключением организаций, использующих упрощённую систему налогообложения, для которых порядок применения накладных расходов определён п. 4.7 МДС 81-33.2004 или п. 3.7 МДС 81-34.2004).
  • Если индексы на СМР приняты с понижающим коэффициентом 0,94 и учитывают снижение с 1 января 2005 года ставка единого социального налога, то к накладным расходам в базисном уровне цен указанный коэффициент (0,94) не применяется

С 1 января 2011 года к нормативам накладных расходов приведенных в приложении 4 к МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004 применяется коэффициент 0,85.

  • Коэффициент 0,85 к нормативам накладных расходов не распространяются на нормативы, предусмотренные для свайных работ, мостов и труб, закрепления грунтов, тоннелей и метрополитенов при финансируемым за счет средств федерального бюджета;
  • Указанный коэффициент учитывает увеличение размера страховых взносов с 1 января 2011г. в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 34 % от оплаты труда работников по сравнению с 26 %, действующими в 2010 году.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения не освобождаются от обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В связи с этим с 1 января 2011 года утрачивает силу п. 4.7 МДС 81-33.2004 и п. 3.7 МДС 81-34-2004 не применяются.

4.7. При определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные работы для индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, необходимо исключать из расчета индивидуальной нормы накладных расходов затраты, связанные с уплатой единого социального налога (ЕСН).

В целях соблюдения единого методологического подхода, связанного с применением понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли, сообщаются следующие:

  • Письмо МРР РФ № 41099-КК/08 от 06.12.2010г.;
  • Письмо МРР РФ № 3757-КК/08 от 21.02.2011г.;
  • Письмо МРР РФ № 4391-КК/08 от 01.03.2011г. (Текст письма официально опубликован не был);
  • Письмо МРР РФ № 6056-ИП/08 от 17.03.2011г.;
  • Письмо МРР РФ № 10753-ВТ/11 от 29.04.2011г.;
  • Письмо МРР РФ № 15127-ИП/08 от 09.06.2011г.;
  • Письмо МРР РФ № 20246-АП/08 от 28.07.2011г.

1. При определении сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитального и текущего ремонта понижающие коэффициенты (0,85 к накладным расходам и 0,8 к сметной прибыли) в текущем уровне цен применяются:
к укрупненным нормативам накладных расходов по основным видам строительства (прил. 3 к МДС 81-33.2004 и табл. 1 к МДС 81-34.2004);

  • к нормативам накладных расходов по видам строительно-монтажных работ (прил. 4 МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004), при этом исключается ограничение о нераспространении коэффициента 0,85 на отдельные виды работ, указанные в письме от 06.12.2010 № 41099-КК/08;
  • к нормативам накладных расходов по видам ремонтно-строительных работ (прил. 5 МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004);
    к общеотраслевым нормативам сметной прибыли в составе сметной стоимости строительно-монтажных работ в размере 65% и ремонтно-строительных работ - 50% к величине средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов (п. 2.1 и п. 2.2 МДС 81-25.2001);
  • к рекомендуемым нормативам сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ (прил. 1 к письму Росстроя от 18.11.2004 № АП - 5536/06), при этом исключается ограничение о нераспространении коэффициента 0,8 на отдельные виды работ, указанные в письме от 06.12.2010 № 41099-КК/08;
  • к рекомендуемым нормативам сметной прибыли по видам ремонтно-строительных работ (прил. 2 к письму Росстроя от 18.11.2004 № АП-5536/06).

2. Коэффициент 0,94 к нормативам накладных расходов, введенный в действие письмом Росстроя от 31.01.2005 № ЮТ-260/06, утратил свое значение для организаций, использующих общий режим налогообложения и не применяется к нормативам, приведенным в приложениях 3, 4, 5 МДС 81-33.2004 и табл. 1 и приложениям 4, 5 МДС 81-34.2004. В связи с выходом Федерального закона от 28.12.2010 № 432-ФЗ, для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения, к нормативам накладных расходов применяется коэффициент 0,94.

3. При исчислении накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен сохраняется действие всех примечаний к прил. 4 МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004, прил. 1 и 2 к письму Росстроя от 18.11.2004 № АП-5536/06.

4. Установленный порядок применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов (0,85) и сметной прибыли (0,8) в строительстве распространяется на организации, работающие по упрощенной системе налогообложения. В связи с этим коэффициент 0,7 к укрупненным нормативам накладных расходов, а также нормативам по видам строительных, монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных работ (п. 4.7 МДС 81-33.2004 и п. 3.7 МДС 81-34.2004) не применяется. При этом не утратило силу примечание к прил. 1 и 2 письма Росстроя от 18.11.2004 № АП-5536/06 о применении коэффициента 0,9 к нормативам сметной прибыли по видам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ при упрощенной системе налогообложения.

5. При применении коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли округление нормативов производится до целых чисел.

6. Сметная документация, прошедшая экспертизу до выхода настоящего письма и письма от 06.12.2010 № 41099-КК/08, пересчету не подлежит.

В состав накладных расходов входят многие статьи затрат, которые объединены укрупненно по их назначению в четыре группы:

I Административно-хозяйственные расходы (43,45 %)

1. Расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала:

Работников аппарата управления (руководителей, специалистов и других работников, относящихся к служащим);

Линейного персонала: старших производителей работ (начальников участков), производителей работ, мастеров строительных участков, участковых механиков;

Рабочих, осуществляющих хозяйственное обслуживание работников аппарата управления (телефонистов, телеграфистов, радиооператоров, операторов связи, операторов электронно-вычислительных машин, дворников, уборщиц, гардеробщиков, курьеров и др.).

2. Сумма уплаты единого социального налога (взноса) в соответствии с законодательством Российской Федерации, исчисляемая от расходов на оплату труда работников административно-хозяйственного персонала.

3. Почтово-телеграфные расходы, оплата услуг связи, в частности, оплата международных и междугородних телефонных переговоров, переговоров с использованием радиотелефонов, сотовой связи, сообщений, передаваемых по пейджинговой связи, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций, коммутаторов, телетайпов, установок диспетчерской, радио- и других видов связи, используемых для управления и числящихся на балансе организации, расходы на аренду указанных средств связи или на оплату соответствующих услуг, предоставляемых другими организациями, расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и другие аналогичные сети).

4. Расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы ЭВМ и на обновление программы для ЭВМ и баз данных.

5. Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники, которая используется для управления и числится на балансе организации, а также расходы на оплату соответствующих работ, выполняемых по договорам вычислительными центрами, машиносчетными станциями и бюро, не состоящими на балансе строительной организации.

6. Расходы на типографские работы, на содержание и эксплуатацию машинописной и другой оргтехники.

7. Расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом (отопление, освещение, энергоснабжение, водоснабжение, канализация и содержание в чистоте), а также расходы, связанные с платой за землю.

8. Расходы на оплату лицензионных, юридических и информационных услуг.

9. Расходы на оплату консультационных и иных аналогичных услуг.

10. Плата государственному и/или частному нотариусу за нотариальное оформление в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке.

11. Расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, отчетности и других документов, периодических изданий, необходимых для целей производства и управления им, на приобретение технической литературы, переплетные работы.

13. Расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) основных фондов, используемых административно-хозяйственным персоналом.

14. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

15. Расходы, связанные со служебными разъездами работников административно-хозяйственного персонала в пределах пункта нахождения организации.

16. Расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта, числящегося на балансе строительной организации и обслуживающего работников аппарата управления этой организации, включая:

Оплату труда (с отчислениями на единый социальный налог) работников, обслуживающих легковой автотранспорт;

Стоимость горючего, смазочных и других материалов, износа ремонта автомобильной резины, технического обслуживания автотранспорта;

Расходы на содержание гаражей (энергоснабжение, водоснабжение, канализация и т.п.), арендную плату за гаражи и места стоянки автомобилей, амортизационные отчисления (износ) и расходы на все виды ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) автомобилей и зданий гаражей.

17. Расходы на наем служебных легковых автомобилей.

18. Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.

19. Расходы, связанные с оплатой затрат по переезду работников административно-хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт, и оплатой им подъемных в соответствии с действующим законодательством о компенсациях и гарантиях при переводе, приеме вновь и направлении на работу в другие местности.

20. Расходы на служебные командировки, связанные с производственной деятельностью административно – хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт, исходя из норм, установленных законодательством Российской Федерации, включая:

Проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

Суточные и (или) полевое довольствие в пределах норм, утвержденных Правительством Российской Федерации;

Оформление и выдача виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

Консульские, портовые, аэродромные сборы, сборы на право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иными аналогичные платежи и сборы;

Наем жилого помещения.

21. Отчисления, производимые структурными подразделениями, не являющимися юридическими лицами, на содержание аппарата управления строительной организации.

22. Амортизационные отчисления (арендная плата) по основным фондам, предназначенным для обслуживания аппарата управления.

23. Представительские расходы, связанные с деятельностью организаций: расходы по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание Совета (управления) или другого аналогичного органа организации.

Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетных документов, их документального оформления и контроля. Фактические расходы не должны превышать предельных размеров, установленных действующим порядком.

24. Расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктурного рынка, сбор и распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией работ (услуг).

25. Оплата услуг банка.

26. Другие административно-хозяйственные расходы (оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению производством, в тех случаях, когда штатным расписанием строительной организации не предусмотрены те или иные функциональные службы и т.п.).

II Расходы на обслуживание работников строительства (37,32 %)


1. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.

К расходам на подготовку и переподготовку кадров относятся расходы, необходимые для обеспечения деятельности организации, связанные с оплатой предоставляемых в соответствии с договором с общеобразовательным учреждением образовательных услуг, предусмотренных уставом образовательного учреждения, а также дополнительного образования кадров этой организации. Вышеуказанные расходы подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) при условии заключения договора с государственными и негосударственными профессиональными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, а также с зарубежными образовательными учреждениями и не могут превышать установленного размера.

2. Отчисления на единый социальный налог от расходов на оплату труда рабочих, занятых на строительных работах, а также эксплуатацией строительных машин и механизмов и на некапитальных работах, производимых за счет накладных расходов.

3. Расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий:

Амортизационные отчисления (или арендная плата), затраты на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) и на перемещение сборно-разборных и передвижных зданий санитарно-бытового назначения;

Содержание помещений и инвентаря, предоставляемых бесплатно как медицинским учреждениям для организации медпунктов непосредственно на строительной площадке или на территории строительной организации, так и предприятиям общественного питания (как состоящим, так и не состоящим на балансе строительной организации), обслуживающим трудовой коллектив, включая амортизационные отчисления (арендую плату), затраты на все виды ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт), расходы на освещение, отопление, водоснабжение, канализацию, электроснабжение, на топливо для приготовления пищи, а также расходы по доставке пищи на рабочее место;

Расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда;

Затраты на оплату услуг сторонних организаций по обеспечению работников строительной организации столовыми, буфетами, медпунктами, санитарно-бытовыми помещениями или долевое участие по их содержанию.

4. Расходы на охрану труда и технику безопасности:

Износ и расходы по ремонту и стирке бесплатно выдаваемых спецодежды и средствами индивидуальных защитных приспособлений;

Стоимость бесплатно выдаваемых в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях нейтрализующих веществ, жиров, молока, лечебного питания и др.;

Затраты, связанные с приобретением аптечек и медикаментов, с санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием работников;

Затраты на приобретение необходимых справочников, плакатов и диапозитивов по технике безопасности, предупреждению несчастных случаев и заболеваний на строительстве, а также улучшению условий труда;

Затраты на взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством РФ.

Затраты по обучению и профессиональной подготовке рабочих безопасным методам работы в области охраны труда и на оборудование кабинетов по технике безопасности;

Затраты на проведение медицинских осмотров;

Затраты на проведение аттестации рабочих мест;

Затрат на приобретение нормативных документов по охране труда;

Прочие расходы, предусмотренные номенклатурой мероприятий по охране труда и технике безопасности, кроме расходов, имеющих характер капитальных вложений.

III Расходы на организацию работ на строительных площадках (15,7 %)


1. Износ и расходы по ремонту инструментов и производственного инвентаря, используемых в производстве строительных работ, учитываемых в соответствии с установленным порядком.

2. Износ и расходы, связанные с ремонтом, содержанием и разборкой временных (не титульных) сооружений, приспособлений и устройств, к которым относятся:

Приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров;

Складские помещения и навесы при объекте строительства;

Душевые, кубовые, неканализированные уборные и помещения для обогрева рабочих;

Настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания;

Сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности;

Леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или в нормативах на монтаж оборудования, наружные подвесные люльки, заборы и ограждения, необходимые для производства работ, предохранительные козырьки, укрытия при производстве буровзрывных работ;

Временные разводки от магистральных разводящих сетей электроэнергии, воды, пара, газа и воздуха в пределах рабочей зоны (территории в пределах до 25 метров от периметров зданий или осей линейных сооружений);

Расходы, связанные с приспособлением строящихся и существующих на строительных площадках зданий вместо строительства указанных выше временных (не титульных) зданий и сооружений.

3. Амортизационные отчисления (арендная плата), расходы на проведение всех видов ремонтов, а также на перемещение производственных приспособлений и оборудования, не включенных в сборники ГЭСН-2001 и учитываемых в составе собственных и арендуемых основных фондов.

Расходы на оплату труда (с отчислениями на ЕСН от расходов на оплату труда) работников ведомственной охраны, включая военизированную, сторожевую и профессиональную пожарную охрану, независимо от того, осуществляется сторожевая охрана штатными р target=/fontабоbrтниками организации или путем привлечения специализированной охранной фирмы, наряду с наличием в организации штатных работников по охране;

Канцелярские, почтово-телеграфные и другие расходы на содержание ведомственной охраны;

Расходы на оплату вневедомственной охраны, предоставляемой органами внутренних дел, пожарной охраны, осуществляемой органами внутренних дел, а также охраны, предоставляемой в порядке оказания услуг другими организациями;

Расходы на содержание и износ противопожарного инвентаря, оборудования и спецодежды;

Расходы на оплату услуг по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты);

Амортизационные отчисления, расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) и содержание караульных помещений и пожарных депо (гаражей), включая оплату труда (с отчислениями на ЕСН от расходов на оплату труда) уборщиц и других рабочих, обслуживающих эти помещения.

5. Расходы по нормативным работам: оплата проектно-технологическим фирмам по организации и технической помощи строительству и нормативно-исследовательским фирмам за выполненные работы по внедрению передовых методов организации труда, нормированию труда и изданию нормативно-технической литературы о передовом опыте в строительстве.

6. Расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством, включая:

Расходы на проведение опытно-экспериментальных работ, изготовление и испытание моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям;

Расходы по организации выставок и смотров, конкурсов и других мероприятий по изобретательству и рационализации;

Выплаты премий за содействие по внедрению изобретений и рационализаторских предложений;

Другие расходы.

7. Расходы по геодезическим работам, осуществляемым при производстве строительных работ. По этой статье учитываются расходы на оплату труда (с отчислениями на ЕСН от расходов на оплату труда) работников, занятых на геодезических работах, стоимость материалов, амортизационные отчисления, износ, расходы на все виды ремонтов (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) и на перемещение геодезического оборудования, инструментов и приборов, транспортные и другие расходы по геодезическим работам, включая приемку от проектно-изыскательских организаций геодезической основы.

8. Расходы по проектированию производства работ. По этой статье учитываются расходы на оплату труда (с отчислениями на ЕСН от расходов на оплату труда) работников проектно-сметных групп и групп проектирования производства работ и привязки типовых временных зданий и сооружений, находящихся при строительных трестах (фирмах) или непосредственно при строительных (специализированных) структурных подразделениях, прочие расходы по содержанию этих групп, оплата услуг проектных организаций и трестов по составлению проектов производства работ и оказанию технической помощи.

9. Расходы на содержание производственных лабораторий. По этой статье учитываются следующие затраты:

Расходы на оплату труда (с отчислениями на ЕСН от расходов на оплату труда) работников производственных лабораторий;

Амортизация, расходы на проведение всех видов ремонтов (Отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) помещений, оборудования и инвентаря лабораторий;

Стоимость израсходованных или разрушенных при испытании материалов, конструкций и частей сооружений, кроме расходов по испытанию сооружений в целом (средние и большие мосты, резервуары и т.п.), оплачиваемых за счет средств, предусматриваемых на эти цели в сметах на строительство;

Расходы на экспертизу и консультации;

Расходы на оплату услуг, оказываемых лабораториям другими организациями;

Прочие расходы.

10. Расходы, связанные с оплатой услуг военизированных горноспасательных частей при производстве подземных горно-капитальных работ.

11. Расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок:

На оплату труда (с отчислениями на ЕСН от расходов на оплату труда) и другие расходы по уборке и очистке (с вывозкой мусора) территории строительства и прилегающей к ней уличной полосы, включая участки дорог и тротуаров, устройству дорожек, мостиков и другим работам, связанным с благоустройством территории строительных площадок;

На электроэнергию (в том числе от временных электростанций), электролампочки, оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) дежурных электромонтеров и другие расходы, связанные с освещением территории строительства.

12. Расходы по подготовке объектов строительства к сдаче. На эту статью относятся:

Расходы на оплату труда (с отчислениями на ЕСН от расходов на оплату труда) дежурных слесарей-сантехников и электромонтеров, ключниц, а также рабочих по уборке мусора, мытью полов и окон;

Расходы на приобретение моющих средств и других материалов, расходуемых на уборку при сдаче объектов;

Расходы по вывозке строительного мусора с площадки после окончания строительства объекта;

Расходы на отопление в период сдачи объектов.

13. Расходы по перебазированию линейных строительныMsoNormalх организаций и их структурных подразделений в пределах стройки (за исключением расходов по перемещению строительных машин и механизмов, учтенных в стоимости машино-часа, а также расходов по перебазированию строительных организаций и их структурных подразделений на другие стройки).

IV Прочие накладные расходы (3,53 %)


1. Амортизация по нематериальным активам.

2. Платежи по кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов), а также по бюджетным ссудам, кроме ссуд, выданных на инвестиции и конверсионные мероприятия.

Вновь установленные ставки по кредитам Центрального банка Российской Федерации коммерческим банкам распространяется на вновь заключенные и пролонгируемые договоры, а также на ранее заключенные договоры, в которых предусмотрено изменение процентной ставки.

V Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы

1. Платежи по обязательному страхованию в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком имущества строительной организации, учитываемого в составе производственных средств, отдельных категорий работников, занятых в основном производстве, а также эксплуатацией строительных машин и механизмов и на некапитальных работах, граждан, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, и в других разрешенных законодательством Российской Федерации страховых случаях.

2. Расходы на создание страховых фондов (резервов) в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации для финансирования расходов по предупреждению и ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий, экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, а также для страхования жизни работников и гражданской ответственности за причинение вреда имущественным интересам третьих лиц.

3. Налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком.

4. Расходы на сертификацию продукции и услуг.

5. Суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполнение сторонними организациями работы (предоставленные услуги).

6. Затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию в соответствии с установленным законодательством РФ порядком средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), строительных грузов, основных средств производственного назначения, нематериальных активов, объектов незавершенного строительства, рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ, товарно-материальных запасов, иного имущества, используемого при осуществлении строительно-монтажных работ, гражданской ответственности за причинение вреда, а также по добровольному страхованию работников по договорам долгосрочного страхования жизни, пенсионного и личного медицинского страхования.

7. Пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений.

8. Отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в договорной цене объекта строительства.

9. Расходы, возмещаемые заказчиками строек за счет прочих затрат, относящихся к деятельности подрядчика:

а) затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более трех километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;

б) дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;

в) затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;

г) предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы;

д) дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);

е) расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцефалитным клещом и др.);

ж) затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством;

з) текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов), очисткой сточных вод и другими видами текущих природоохранных затрат;

и) суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

к) взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является обязательным условием для осуществления деятельности строительных организаций-плательщиков таких взносов или является условием предоставления международной организацией услуг;

л) платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости;

м) другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации;

н) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (работ, услуг).


Справочная литература

  • МДС 81-33.2004 (с изм. 2004) Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве
  • МДС 81-34.2004 методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах крайнего севера и местностях, приравненных к ним

Накладные расходы – это дополнительные затраты, не относящиеся напрямую к основному производству, не входящие в оплату труда основного персонала и в стоимость сырья. Для предприятия такие затраты важны не меньше, чем прямые расходы, поскольку позволяют обеспечить работу всего предприятия. Что включается в накладные расходы, каким образом они распределяются и нормируются, расскажем в нашей статье.

Что входит в накладные расходы

В отличие от прямых затрат, состоящих из:

  • расходов на сырье, комплектующие и материалы для производства,
  • зарплаты основного производственного персонала и
  • начисляемых на нее страховых взносов,

накладные расходы включают в себя более широкий перечень общепроизводственных и общехозяйственных затрат:

  • амортизация основных средств, расходы на их содержание, техобслуживание и ремонт (здания, сооружения, транспорт и т.п.);
  • аренда офиса и иных непроизводственных помещений;
  • зарплата административно-управленческого аппарата и начисления на нее;
  • канцтовары, расходные материалы для офисной техники, хозяйственные товары и т.п.;
  • услуги связи и интернет;
  • расходы на страхование имущества и сотрудников;
  • представительские расходы;
  • командировочные затраты;
  • обеспечение нормальных условий труда, техники безопасности;
  • подбор персонала;
  • обучение и переподготовка сотрудников;
  • реклама и информационно-консультационные услуги,
  • услуги охраны и противопожарное обеспечение.

Законодательство о бухучете и Налоговый кодекс конкретный состав накладных расходов не определяют, поэтому каждая компания составляет свой собственный перечень подобных затрат.

Распределение накладных расходов

Специфика накладных расходов такова, что их невозможно сразу отнести на какой-то конкретный вид производимой продукции, или оказываемых услуг, но игнорировать их нельзя, поскольку это может привести к ошибкам в ценообразовании. Поэтому, чтобы определить затраты на единицу продукции, накладные расходы в калькуляции подлежат распределению:

  • пропорционально зарплате основного персонала,
  • пропорционально стоимости сырья и материалов,
  • пропорционально выручке, объемам продаж и т.д.

Каким образом будет происходить это распределение, организация решает сама:

  • если в компании большая численность основного производственного персонала, имеет смысл рассчитывать производственные накладные расходы в пропорции к ФОТ работников основного производства;
  • при небольшом количестве основных рабочих (например, при полностью автоматизированном производстве) накладные расходы лучше распределять в пропорции к объемам продаж, либо ко времени работы производственного оборудования (машино-часам);
  • базой для распределения может быть и отношение прямых расходов, произведенных на единицу продукции, к общей сумме расходов. Такой способ удобен предприятиям, где прямые затраты значительно превышают косвенные расходы;
  • методы расчета накладных расходов могут применяться комбинированно, что применимо на больших предприятиях, выпускающих очень широкий ассортимент товаров, или оказывающих множество различных услуг.

Коэффициент накладных расходов

При определении цены реализации и для дальнейшего планирования важно определить величину, позволяющую увидеть соотношение прямых и накладных расходов, то есть вычислить процент накладных расходов от прямых затрат.

Для этого сумма накладных расходов делится на сумму прямых расходов (или на сумму одного из видов прямых затрат), а результат умножается на 100%. Чем продолжительнее будет период, за который берутся данные для вычисления, тем точнее будет полученное соотношение.

Пример

Общая сумма накладных расходов на предприятии за 2016 год составила 25500 тыс. руб., а зарплата основных рабочих за тот же период – 23100 тыс. руб. Процент накладных расходов составил:

25500 тыс. руб. / 23100 тыс. руб. х 100 = 110,4%

В 2017 г. решено снизить накладные расходы до 70%, для чего проведено сокращение непроизводственного штата. В результате годовая сумма накладных затрат предприятия, при том же размере ФОТ основного персонала, составит 16170 тыс. руб. (23 100 тыс. руб. х 70%).

Нормы накладных расходов

Определять способ распределения накладных расходов организации следует с учетом своей специфики и масштабов производства. Для ряда отраслей существуют определенные нормативы и рекомендации, которые организации учитывают при оценке своих затрат. Например,

  • накладные расходы в строительстве нормируются постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1, разъясняются письмами ведомства, а также специальными методическими указаниями Госстроя (МДС);
  • накладные расходы в химической промышленности – приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № 2;
  • при добыче угля или сланца по нормированию накладных расходов ориентируются на положения инструкции Минтопэнерго РФ от 25.12.1996.

Итоги

Перечень и способы распределения накладных расходов будут различаться в зависимости от отраслевой принадлежности организации, численности ее персонала, объектов калькулирования и прочих факторов. При неправильном учете накладных затрат, как следствие, возникает их перерасход, завышение/занижение себестоимости продукции или услуг, снижается уровень прибыли. Нормирование и контроль расходов позволяет осуществлять их эффективное планирование, а значит и улучшить экономическое положение компании.