Литературные курсы дистанционно. Дополнительное образование

Сокурсница Тарковского по Высшим литературным курсам Юлия Нейман вспоминает:

Арсик – так его тогда называли. Было ему тогда – восемнадцать. 1925 год. Осень. Это – время действия… Место?.. Скажешь: «Москва. Литературные курсы» – и ничего не выразишь. Кто теперь вспомнит окраску и запахи тех лет? К тому же наши «Литкурсы» существовали так недолго! Несвоевременность, призрачность этого учебного заведения угадывалась с самого начала: незадолго перед тем был ликвидирован, видимо за ненадобностью, «Брюсовский» литературный институт… И все-таки, едва сообщение о Литкурсах где-то появилось, в Дом Герцена, где тогда приютилась курсовая канцелярия, побежали девушки и юноши, как теперь сказали бы – абитуриенты, с документами и дерзким желанием посвятить свою жизнь литературе.

То были по большей части отпрыски «бывших» или хотя бы попросту интеллигентских семей – те, кому ход в «рабоче-крестьянские» вузы тех лет был заказан. Не то чтобы вполне «чуждые», но и не «свои». По крайней мере, не «свои в доску» – ходила тогда такая формула!

Кто поступал к нам на курсы?.. Чуть раньше – Даня, Даниил Андреев, чьи мистические стихи теперь уже многим известны. Чуть позже – Юрий Домбровский: это имя говорит само за себя.

Среди слушательниц курсов Арсений явно пользовался наибольшим успехом. Юлия Нейман признается:

Что он – красив, мы, первокурсницы, заметили сразу. Но своеобразие, особость этой черно-белой красоты осознавалась поздней и постепенно. Первый взгляд ухватывал только то, что могло быть присуще любому красивому брюнету: черные крылья бровей на очень белом лбу. И яркий рот. Такой яркий, что я не удержалась от вопроса:

– Тарковский! Вы красите губы?

Тут нужна «сноска». Юноши с накрашенными губами в те годы были в Москве не такой уж редкостью. И мы, литкурсанты, относились к ним терпимо. Короче, своим вопросом я не хотела обидеть нового знакомца.

И все-таки он обиделся. И стал изо всех сил тереть губы рукавом своей черной рубашки.

– Вот, глядите! Глядите!

Я глядела… Отпечатков помады на черном не появилось. А губы стали еще ярче. Мы оба посмеялись. Обида его прошла. Он пересел ко мне на парту (помнится, она была в левом от него ряду) и быстренько нарисовал в мою приготовленную для записей тетрадь – почему-то свинку. Условный рисунок был неплох. Автор явно умел рисовать.

Домой мы шли вместе. Кодекс «рыцарской» чести гласил: «даму» надо проводить, где бы она ни жила. «Дама» – то есть я – жила достаточно далеко. За время пути он успел рассказать мне о своем родном городе Елизаветграде, – он его называл с добродушной шутливостью – «Елдабеш». Тогда же я запомнила имена его лучших друзей – Коля Станиславский, Миша Хораманский, Юрка Никитин… Четвертым был он, Арсик.

Арсений Тарковский. Середина 1920-х годов

Эти веселые друзья взяли себе, скорей всего из духа противоречия эпохе, громкие титулы – «князя», «графа», «маркиза». Арсик именовался князем, хотя тогда он, кажется, не знал (во всяком случае, не говорил никогда), что родоначальниками Тарковских и правда были князья – дагестанские князья Тарки.

Высшие учебные заведения 1920-х годов – довольно странные образования, если судить по меркам нашего времени. Весьма колоритное описание их оставила Эмма Герштейн, литературовед, близкая подруга Анны Ахматовой, Осипа и Надежды Мандельштам.

В первые годы после революции прием в университет был свободным. Мы с Леной, например, записались на философское отделение, когда ходили еще в 7-й класс гимназии, превращенной уже в Единую трудовую школу. В университете мы застали еще таких философов, как Бердяев, Ильин-гегельянец (впрочем, он читал в музыкальной школе Гнесиных в маленьком особняке на Арбатской площади), Кубицкий, слушали историка Кизеветтера… Но вскоре вся эта блестящая профессура уехала навсегда за границу, и университет производил впечатление барского дома, отданного на попечение управителя и домашней челяди. <…>

Но что особенно отвращало меня от университета, это вузовцы. В аудиториях в ожидании лектора они пели хором; на вечерах танцевали под духовой оркестр; в общежитиях предавались бурным страстям. А мне виделось что-то напускное, аффектированное, взвинченное во всем, что они делали. У новых людей были чуждые мне вкусы, другие повадки, другие понятия о добре и зле.

Мне кажется, что пошлость и развязность студенческой аудитории пугала даже Брюсова. В университете он чувствовал себя менее уверенно, чем в организованных им литературных курсах, куда принимал учащихся по отбору, то есть уже реализовавших свои литературные способности. Я помню его подавленный и растерянный вид на лекции, когда все девицы по инерции объявляли первым поэтом Блока, а мужчины в красноармейских шинелях нараспашку вскакивали на кафедру, перепрыгивали через спинки студенческих скамей и орали «под Маяковского» свои стихи. Однажды Брюсов не выдержал и обратился к аудитории:

– Что вы все так любите Блока? Ведь он плохой поэт.

– А кто хороший? – возмущенно кричали из рядов.

– Пастернак, – удивил всех Брюсов.

Преподаватели Высших литературных курсов не принадлежали, скажем так, к числу «баловней» эпохи. Среди них были, например, Густав Шпет и читавший древнегреческую литературу профессор Соловьев – родственник весьма одиозного в глазах советской власти философа и богослова Владимира Соловьева… Можно вспомнить и еще несколько блестящих эрудитов, чья судьба трагически оборвалась.

Недолгое время один из семинаров на курсах вел Андрей Белый. Он любил давать студентам «технические» задания в области стихосложения, версификационные упражнения. Однажды предложил составить фразу с максимально возможным количеством гласных букв, идущих подряд, без перебивки согласными (как буква «е» в слове «длинношеее»). Тарковский придумал фразу, содержащую восемь (!) букв «и»: «Дрожали губы в смятении и Ии. И – «Иисусе сладчайший!» – воскликнула она».

Белый пришел в полный восторг от этой фразы, и все оставшееся до перерыва время ходил, бормоча:

– Дрожали губы в смятении…

На курсах Арсений познакомился и сдружился с Семеном Липкиным, Марией Петровых и Аркадием Штейнбергом. Эту компанию молодых поэтов переводчик Владимир Бугаевский как-то в шутку назвал «квадригой».

Липкин вспоминал:

Мы встречались если не ежедневно, то через день-два. Этому способствовала городская близость: я учился в Инженерно-экономическом институте на Новой Басманной, Штейнберг жил на Старой Басманной. Тарковский – рядом, в переулке вблизи Разгуляя, да и Петровых обитала сравнительно недалеко – в деревянном доме в Сокольниках.

Впоследствии Арсений Тарковский писал об этом времени и о том, что сближало членов «квадриги»:

Несколько молодых поэтов, не заботясь о печатании своих стихов, подняли почти никем не замеченное знамя. На нем было написано: Поэтическая правда…

Наша поэзия не должна быть нарочита, сказали мы… и в этой естественности и увидели правду… – Что такое реализм? – спросили мы – и тут не могли согласиться друг с другом. Тогда мы выдвинули общую гипотезу: это – система творчества, где художник правдив наедине с собой.

Высшие литературные курсы были закрыты в 1929 году. Студенты получили право сдать выпускные экзамены в 1-м Московском государственном университете, но Тарковский этим не воспользовался. В автобиографиях он объяснял это «тяжелой болезнью жены».

Из книги Рота, подъем! автора Ханин Александр

Высшие Курсы "Выстрел" – Зёма, где курсы "Выстрел"? – спросил я солдата, стоящего у ворот со стандартной выпуклой красной звездой и держащего в руках свежий выпуск армейской газеты.– Тут. Но тебе курсы или полк?– А какая разница? Это не одно и тоже?– На курсах учатся

Из книги Моя история автора Геллер Ури

Из книги Катастрофа на Волге автора Адам Вильгельм

Из книги Тарковские. Отец и сын в зеркале судьбы автора Педиконе Паола

Шенгели Москва. 1920-1930-е Тарковский приехал в Москву 27 июня 1925 года. В юноше с горящими глазами жила романтика времен Гражданской войны, тяга к путешествиям и приключениям, но еще больше томила жажда поэтического самовыражения.Поэзией Арсений увлекся «давным-давно».

Из книги Аплодисменты автора Гурченко Людмила Марковна

Нарбут и Олеша Москва. 1920-1960 Те, кто читал роман Валентина Катаева «Алмазный мой венец», конечно, помнят впечатляющую трагическую фигуру Колченогого и его соперника – Ключика, влюбленных в одну женщину – Ольгу Суок. Под именем Колченогого выведен Владимир Нарбут, под

Из книги Большая Тюменская энциклопедия (О Тюмени и о ее тюменщиках) автора Немиров Мирослав Маратович

«Писателям мира» Париж – Москва. 1920-1930-е 10 июля 1927 года в русской эмигрантской газете «Последние новости», издававшейся в Париже, появилось письмо, озаглавленное «ПИСАТЕЛЯМ МИРА»:К вам, писатели мира, обращены наши слова. Чем объяснить, что вы, прозорливцы, проникающие в

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Из книги Странствие бездомных автора Баранская Наталья Владимировна

Высшие учебные заведения Их довольно много.Их даже, пожалуй, чрезмерно много для, в общем, весьма небольшого городка, - 400 тыс. жителей на начало 1980-х годов, затерянного в дикой сердцевине дикой западной Сибири. Вот их какое имеется

Из книги Воспоминания адъютанта Паулюса автора Адам Вильгельм

Из книги Вестник, или Жизнь Даниила Андеева: биографическая повесть в двенадцати частях автора Романов Борис Николаевич

Высшие литературные Три года училась я на Высших литературных курсах (полное название - Высшие государственные литературные курсы Моспрофобра). Они возникли на обломках прикрытого Брюсовского литературно-художественного института. Курсы были вечерними, платными, но

Из книги Одна – здесь – жизнь автора Цветаева Марина

Надежды на высшие инстанции Уже было далеко за полночь. Нельзя было предполагать, чтобы до рассвета поступили новые донесения. На командном пункте армии делать было нечего, и я проводил Паулюса до его квартиры. По дороге он заговорил со мной:- Если бы ставка фюрера

Москва. 1918–1920 гг. (дневниковые записи) Мои службыВпервые – в журнале «Современные записки» (Париж. 1925. № 26).С. 87.. .мой квартирант… Икс. – Генрих Бернардович Закс (1886–1941) – польский коммунист.Наркомнац - народный комиссариат по делам национальностей. Существовал в

Из книги автора

Из книги автора

Глава первая Москва, курсы «Выстрел», 1920-е годы 1 Яков Александрович и сегодня читал лекцию, практически не заглядывая в её написанный текст:- Первое. Рецепта для победы дать нельзя, но указать основы, способствующие победе, можно. Второе. Побеждает сильнейший. Третье.

Сведения верны на сентябрь 2009 г. В настоящее

время — март 2013 г. — Литературными курсами в

Петербурге выпущены уже восемь групп. Появилась

форма заочного обучения.

Вариант 1

При Литературном институте им. Горького имеются литературные

курсы, которые я буду обозначать как ВЛК — Высшие литературные курсы,

созданные еще в 1953 г. Это очень престижное учебное заведение со сроком

обучения 2 года. В советские времена ВЛК предназначались для солидных

людей (т.е. не студенческого возраста), уже имеющих писательский опыт

и публикации и нуждавшихся в «полировке» своего таланта. ВЛК закончили

многие известные литераторы (разумеется, бесплатно).

Ныне обучение на ВЛК платное, стоимость 50 тысяч рублей в год;

итого за два года — 100 тыс.руб. Как сообщается на сайте Литературного

института www.litinstitut.ru, форма обучения — вечерняя, принимаются

лица с высшим образованием любого профиля, прием производится на основе

закрытого творческого конкурса. На конкурс нужно представить изданные

книги или рукописи: 70 страниц прозы или 700 поэтических строк. Тем, кто

пройдет полный курс, сдаст зачеты и экзамены и защитит дипломную работу

выдается диплом. Специальность не указана, но я полагаю, что ее название

«литературный работник».

Кроме ВЛК при Литературном институте имеются курсы редакторов :

обучение один год, занятия два раза в неделю по 4 академических часа,

стоимость 5 тысяч рублей в месяц. Это означает, что с учащегося берут

примерно 150 руб. за час занятий. Полный год обучения (9 или 10 месяцев,

точно не указано) обойдется 45-50 тыс.руб. за 300-330 часов занятий.

Есть также курсы корректоров (три учебных месяца, плата тоже 5 тыс.руб.

в месяц) и Высшая школа художественного перевода — обучение двухгодичное,

стоимость 30 тыс.руб. за семестр (всего 120 тыс.руб.).

К сожалению, я не имею информации о программе ВЛК: какие курсы

лекций читаются, какие ведутся творческие мастерские, сколько учебных

часов приходится на лекции и мастерские и сколько часов занимает полный

двухгодичный курс обучения. Если предположить, что занятия ведутся так

же, как на курсах редакторов, т.е. дважды в неделю по 4 академических

часа, то цена обучения в расчете на час тоже будет 150 руб. Мне хотелось

бы выяснить программу и порядок занятий на ВЛК. Возможно, кто-нибудь

из москвичей заглянет на эти курсы и сообщит мне эти данные? Буду очень

благодарен и приведу их в исправленном варианте этой заметки. Адрес

Литературного института: Тверской бульвар, 25; телефон курсов: 694-07-29

(сведения с сайта). Ректор ВЛК — профессор Б.Н.Тарасов.

Вариант 2

В Москве имеется Институт книги, а при нем — Учебный центр с

курсами литературного мастерства . Статус этого института мне неизвестен;

думаю, это негосударственное заведение. На сайте института сообщается,

что Институт книги — первый и единственный в России проект по организации

сугубо книжных мероприятий, книжных фестивалей и вручении литературных

премий. Директором института является Александр Гаврилов, он же — главный

аббревиатурой КЛМ. Сайт института: http://ucheba.bookinstitute.ru; сайт

курсов: http://ucheba.bookinstitute.ru/allprograms.

Насколько я понял из информации, приведенной на сайте КЛМ, эти

курсы не дают систематического образования, как ВЛК (вариант 1) или наши

петербургские курсы «Литератор». Занятия организованы в виде семинаров

по конкретным темам, которых более десяти. Например: как выполнить

разработку образа главного героя или как развить писательское мастерство.

Стоимость участия в отдельных семинарах может составлять 2000 руб. за

три академических часа занятий, т.е. около 700 руб. за час. Вероятно, это

зависит от того, кто ведет занятия. На ВЛК, как я понимаю, читают лекции

и ведут семинары преподаватели Литературного института, т.е. профессионалы,

опытные лекторы. На КЛМ занятия ведут московские писатели, добившиеся

литературного успеха, т.е. «громкие имена». Полагаю, что они делятся своим

опытом и секретами «писательской кухни». Относясь со всем уважением к этим

людям, должен заметить, что их квалификация как преподавателей высшей школы

неясна. Мой опыт университетского преподавателя подсказывает, что в данном

случае берутся большие деньги не за серьезные знания, а, скорее, за общение

с известной и неординарной личностью.

Справедливости ради отмечу, что 2000 руб за 3 часа занятий это

максимальная цена. Приведу в качестве примера темы и стоимости нескольких

семинаров КЛМ:

«Как писать про любовь?» — 1 занятие, 3 часа, стоимость 2000 руб.,

ведет Татьяна Устинова;

«Как создавать персонажей?» — 1 занятие, 3 часа, стоимость

2000 руб., ведет Линор Горалик;

«Как создавать сюжет?» — 1 занятие, 3 часа, стоимость 2000 руб.,

ведет Сергей Кузнецов;

«Где издаваться, как издаваться?» — 1 занятие, 2 часа, стоимость

1600 руб., ведет Александр Гаврилов;

«Как писать рассказ?» — 3 занятия, одна неделя (очевидно, 6

или 9 часов), стоимость 3650 руб., ведет Леонид Костюков;

«Как сделать хорошую книгу отличной. Развитие писательского

мастерства» — 9 занятий, три недели (очевидно, 18 или 27 часов),

стоимость 8250 руб., ведет Ольга Славникова.

Если занятия последнего семинара по 2 часа (всего 18 час.), то

стоимость часа для учащегося 450 руб., а если занятия по 3 часа (всего

27 час.), то стоимость часа будет 300 руб. Даже эти «скромные» цифры

(все же не 700-800 руб. за час!) в два-три раза больше, чем на ВЛК

Литературного института.

На сайте Института книги я нашел объявление о том, что в

кризисные времена занятия на КЛМ временно приостановлены. По-моему,

дело не в кризисе — на наших курсах «Литератор» число слушателей постоянно

растет. Можно предположить, что начинающие литераторы не идут на КЛМ в

количествах, выгодных устроителям — ведь чтобы курсы стали рентабельными,

на каждый семинар должны являться хотя бы пять человек, а лучше десять или

двадцать. Такая ситуация могла возникнуть из-за атомных цен, невысокого

качества преподавания, конкуренции со стороны ВЛК Литературного института.

Я бы, конечно, предпочел ВЛК: стоимость ниже, образование систематическое,

его качество наверняка выше и, вдобавок, получаешь диплом государственного

Вариант 3

Третьим вариантом является полнометражное обучение в течении

5-6 лет в московском Институте журналистики и литературного творчества

(ИЖЛТ) . Это крупный институт, если судить по тому, что в нем имеются

очное, вечернее и заочное отделения, а количество преподавателей — более

Первые в России и за рубежом Курсы литературного мастерства Андрея Воронцова, успешно работающие на основе обучающей системе Moodle уже седьмой год, объявляют новый набор учащихся на сентябрь 2019 г. - март 2020 г. Мастерскую возглавляет секретарь Правления Союза писателей России, преподаватель литературного мастерства Московского государственного областного университета, много лет руководивший семинарами прозы в Литературном институте им. Горького..

Формы обучения - дистанционная (проходящая посредством сети Интернет в режиме on-line, с доступом 24 часа 7 дней в неделю) и очная (с аудиторными занятиями по субботам).

Начало занятий дистанционных Курсов - 18 сентября 2019 г. Срок обучения - 6 месяцев . Краткосрочные Ознакомительные занятия по работе в обучающей системе Moodle ДО-Курсов будут проходить с 9 сентября.

Начало занятий на очных Курсах - 14 сентября 2019 . Срок обучения - 5 месяцев в помещении журнала «Москва» (Арбат, 20)»..

На курсы принимаются пишущие на русском языке авторы (с 18 лет), независимо от их социального статуса, места жительства и гражданства. Вступительные экзамены не проводятся. Кандидаты на зачисление проходят творческий конкурс, для которого необходимо прислать на электронный адрес, указанный в анкете свои произведения в жанре прозы, поэзии, драматургии, критики, публицистики объемом не более 80 тыс. печатных знаков с пробелами, набранным 14 кеглем, с интервалом 1,5. Для лиц, не имеющих опыта создания литературных произведений, допускается после письменного собеседования прием в качестве вольнослушателей . Вольнослушатель может, в отличие от других слушателей, не представлять на обсуждение своих произведений, но выполняет наравне со всеми теоретические и практические задания и участвует в обсуждениях.

Для поступления на Курсы предоставляются также следующие документы:

1) заявление на имя руководителя (указать выбранную форму обучения) ;
2) копия (скан) документа об образовании (по желанию);
3) автобиография;
4) анкета абитуриента
(скачать в форматах rtf , txt );
5) фотография (любого формата).

Документы отправляются электронной почтой на адрес, который указан в анкете (скачать) .

После зачисления слушателей на дистанционные Курсы, до начала занятий , проводятся бесплатные Ознакомительные занятия по работе в обучающей системе Moodle.

Программа Курса литературного мастерства направлена на повышение художественного, теоретического и практического уровня начинающих писателей. Специфика литературного процесса требует от писателя постоянного творческого совершенствования, с чем начинающие литераторы далеко не всегда в состоянии справиться в одиночку. Интерактивные занятия разделяются на теоретические (лекции, ответы на вопросы мастера) и практические. Практические - это творческие семинары, представляющие собой общее обсуждение произведения автора с завершающим анализом мастера. Таким образом, обеспечивается творческая объемность, непрерывность и многосторонность процесса повышения литературного мастерства. Слушателям предстоит выполнять еще и творческие задания мастера, тоже выносимые на интерактивное обсуждение. На каждую теоретическую тему, практическое обсуждение или творческое задание отводится неделя.

В идейно-духовном отношении обучение призвано содействовать углубленному представлению о русской литературе как одной из главных мировых литературных школ, сама принадлежность, к которой является естественным преимуществом всякого начинающего русскоязычного писателя. При этом, естественно, не будет обойдено вниманием и наследие других мировых литературных школ.

У нас вы сможете учиться по самым низким ценам среди курсов подобного рода и в любое удобное для вас (на ДО-Курсах) время. Минимальный размер оплаты за обучение (с учетом предоставляемых скидок по предоплате) на дистанционных Курсах составляет 3500 руб. в месяц , на очных - 4500 руб. в месяц . Приглашаем всех желающих! Подробности и р/с для оплаты будет сообщен дополнительно. Прочие интересующие аспекты условий приема и обучения можно будет выяснить путем переписки по адресу, указанному в анкете.

Форма итогового контроля - аттестация. По окончании Курсов выдается соответствующий сертификат. Лучшие произведения слушателей будут опубликованы в альманахе на сайте и рекомендованы мастером в центральные литературные издания.

Выпускники ДО-Курсов имеют право участвовать в работе литературного объединения "Точки" при Совете по прозе Союза писателей России.

Интервью

ТВЕРСКОЙ БУЛЬВАР, 25... Это не просто адрес, а святое, «намоленное» для писателей место, на котором расположились здания Литературного института и Высших литературных курсов (ВЛК). Сегодня наш разговор пойдет о ВЛК.

Уникальное и знаменитое учебное заведение, выпестовавшее не одно поколение талантливых писателей и литераторов — честных, ярких, самобытных, с пронзительным, разрывающим сердце, чувством любви к Родине; особым совестливым отношением к родному языку и слову. Так и хочется воскликнуть: «Какие люди, какие судьбы, какие имена!» И эти имена никогда не зайдут и не потускнеют на высоком небосводе литературы: Чингиз Айтматов, Олесь Гончар, Кайсын Кулиев, Михаил Алексеев, Алим Кешоков, Николай Шундик, Виктор Кочетков, Петр Проскурин, Виктор Астафьев, Иван Акулов, Римма Казакова, Анатолий Жигулин, Владимир Санги, Василий Ледков, Юван Шесталов, Андрей Тарханов и многие-многие другие...

Кто может еще рассказать о ВЛК с большей любовью и знанием, как не выпускник курсов, их проректор (уже 28 лет!), руководитель семинара поэзии, лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Горького, Международной премии им. М. А. Шо-лохова и многих других заслуженных премий — Валентин Васильевич Сорокин, член редколлегии журнала «Приокские зори».

Валентин Васильевич, когда были организованы Курсы и с какой целью?

В мае 1953 года секретариат правления Союза писателей СССР обратился в ЦК КПСС и Советское правительство с ходатайством об открытии Всесоюзных высших литературных курсов, а уже в августе было принято постановление Советского правительства: «Предоставить Союзу советских писателей право организовать с 1 сентября при Литературном институте им. А. М. Горького постоянно действующие Высшие литературные курсы...»

Цели и задачи перед Курсами поставили сама жизнь и реальный ход литературного процесса, и они четко прозвучали в Положении о Курсах: «Повышение общекультурного и идейно-теоретического уровня профессиональных писателей, развитие их творческой индивидуальности, совершенствование литературного мастерства».

И как выполнялись поставленные задачи?

ВЛК стали школой мастерства и творчества. Здесь, признаются выпускники, прорастает святое чувство зоркой ответственности перед самим собою, перед словом, которое произносишь и перед делом, которое ты обязан вершить. Здесь укрепляются многонациональное единство и гражданственность. Приобретается важнейший для писателя опыт выступлений перед самыми разными аудиториями.

Кем становились выпускники ВЛК при Советской власти?

Получив дипломы, они часто становились руководящими работниками отделений Союза писателей СССР в областях, Союзов писателей братских республик, назначались на ответственные посты в издательствах, газетах и журналах, поддерживая завязавшуюся во время учебы творческую и человеческую дружбу.

Авторитет Курсов был очень высок. Я сам многократно отправлял письма в райкомы и обкомы партий различных республик и городов с просьбой об улучшении условий жизни слушателей и моментально получал положительный ответ. Теперь же, по прошествии многих месяцев, часто приходит пустопорожняя отписка... Произошли пагубные и печальные для литературы изменения и в условиях учебы на ВЛК. Раньше государство платило учащимся стипендию, а теперь учащиеся платят государству за свою учебу. Прекратились поездки с выступлениями по всей стране. Пропала забота о творческих людях, которые могли бы принести огромную пользу Родине.

— А в чем выражалось, как проявлялось отношение Правления Союза писателей СССР к Высшим литературным курсам.

Вспоминаю сердечное отношение Георгия Мокеевича Маркова, Председателя правления. Он был нам как отец родной. Еженедельно приглашал к себе и расспрашивал меня о жизни слушателей, их проблемах. Всегда был готов поддержать и помочь. К праздникам выписывал материальную помощь, причем, если обещал 100 рублей, то в ведомости мы обнаруживали 250, это были по тем временам очень солидные деньги.

Многие и многие, уже ушедшие от нас именитые и талантливейшие писатели всегда с радостью приходили на семинары поэзии, прозы и критики, щедро даря свой талант и душу. И сейчас мы продолжаем творческие встречи с известными писателями и выпускниками ВЛК.

А творчество наших гениев! Строки всех погибших в лагерях и застенках... Божественные есенинские стихи и проза... Оттуда, издалека, они как живые поддерживают нас и окрыляют, стоит только открыть страницы их немеркнущих книг:

Я теперь скупее стал в желанья.

Жизнь моя! иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Сергей Есенин

— Дружны ли между собой студенты Литературного института и слушатели ВЛК? Ведь между ними огромная разница и в возрасте, и в жизненном опыте.

Слушатели и студенты с уважением и вниманием относятся друг к другу, часто вместе участвуя в различных творческих семинарах. Все они — литинститутцы. Мир вдохновения у них единый. Профессорско-преподавательский состав один.

Нельзя не вспомнить доброе отношение к ВЛК ректора Литературного института Владимира Федоровича Пименова. Забыть это — предать память о нем. Возглавлявшие Литинститут, каждый в свое время,— Евгений Сидоров, Владимир Егоров, Сергей Есин и сегодняшний ректор, известный ученый и писатель Борис Тарасов всегда поддерживали традиционно-доброе отношение к ВЛК. Низкий поклон им за это!

— Зажглись ли яркие новые имена среди выпускников ВЛК последних лет?

Выпускники последних лет: Антонина Спиридонова, Владислав Цылев, Василий Попов, Людмила Снитенко, Игорь Мухин, Ирина Еременко, Евгений Попов, Елена Мозжухина, Ольга Дробышевская, Олег Малинин и многие другие — талантливые литераторы. И среди тех, кто учится сейчас, есть одаренные благородные люди, которые в ближайшие годы обязательно заявят о себе!

— Валентин Васильевич, что Вы думаете о нынешнем состоянии литературного процесса и какое будущее, по Вашему мнению, ожидает многонациональную русскую литературу?

Сегодня полностью разрушена дорога книги. Изменена программа работ с авторами не только в издательствах, частных теперь, но и в книжных магазинах. Ни государство, ни издатели материально не поддерживают писателей, поддержка и помощь сейчас — редкое исключение.

Авторы за свой счет издают книги, совсем мизерным тиражом. Если раньше тираж был выгоден и государству, и автору, то сейчас авторских средств хватает от силы на 500—1000 экземпляров, а то и, горько сказать, на 50—100 экземпляров. Он явно не окупается. О каком гонораре может идти речь?

Многочисленные мелкие «творческие» Союзы мешают возродить государственную трассу книги, подрывают авторитет литературы, не оказывают помощь писателям.

По пальцам можно пересчитать издательства, которые болеют душой за автора, за свою литературную репутацию. Считаю необходимым выделить уважаемого мною талантливого, честного, высокопрофессионального литератора и издателя Леонида Васильевича Ханбекова, руководителя Независимого литературного агентства «Московский Парнас», который в тяжелейших условиях издает книги честно и ответственно. И гораздо больше, чем все Союзы писателей, вместе взятые. А каково ему приходится? Его агентство ютится в одной маленькой комнатушке! И он не входит ни в какой Союз! Пока государство не возьмется за возрождение гражданского и патриотического пути писателей — толку не будет...

Надо возродить разговор писателей с народом, с государством, контакт народов, не только в Москве, но и во всех округах и республиках России! Необходимо, чтобы был услышан писательский вздох, который выше молитвы, проторить вновь дорогу дружбы и уважения, возобновить национальные праздники.

Многонациональное население России утратило свой общий голос, и он почти не слышен в полуразоренной стране. Нет преемственности поколений, прославляется и приветствуется падение нравственности, одобряется блуд и безответственность. Нет достойных телепередач о созидании и возрождении великой многонациональной литературы России.

При достойном, благородном и честном подходе можно за полгода возродить и направить по нужному пути весь литературный процесс, войдя в плодотворный контакт с писателями России, чиновниками России и народом России!

— Что бы Вы хотели пожелать и начинающим, и именитым писателям?

Считаю, что литератор обязан читать каждый день, думать, работать над собой и собственным словом, четко знать свое место не только в жизни, но и в творчестве. Опираться на любимых писателей. А поэт — я не шучу — каждый час, каждый миг не только душою, но и сердцем своим, обязан слышать любимых поэтов, без которых нет пути к вдохновению. И поддерживать близких ему действующих собратьев выступлениями, очерками, рецензиями. Это и есть не только путь литератора, но и судьба его... Честность и смелость слова никогда не подведут автора!