Основные факторы влияющие на правильное развитие ребенка. Социальные факторы развития детей на разных этапах онтогенеза. Биологические факторы развития ребенка

Когда мама впервые видит своего малыша, она забывает обо всех трудностях, которые преследовали её последние 9 месяцев, о нечеловеческой боли, которую пришлось вытерпеть в родильной палате и о тех переживаниях, которые мучили её всё то время, пока она носила это чудо в животике. И у каждой мамы в этот момент проносятся тысячи мыслей в голове: во сколько месяцев эта кроха улыбнется мне, какое слово она скажет первым, чем она будет нас радовать и чем огорчать, кем будет мой ребенок и прочее. Но мало кто из родителей задумывается о том, какой личностью будет расти их кроха, каковы основные условия развития личности ребенка, сформируется ли в его сознании отзывчивость и понимание или лень и озлобленность.

То, каким будет расти малыш, зависит в большинстве случаев от родителей и от окружающей обстановки, ведь факторы развития личности ребенка настолько различны, что многие даже не подозревают об этом.

Факторы, влияющие на развитие личности с самого рождения

Уже с момента рождения кроха пусть и плохо, но все же видит окружающий мир, пусть не на полную громкость, но слышит то, что происходит вокруг. Поэтому, все в окружении вашего малыша должно способствовать развитию его моторики, внимания, мышления, памяти, и, конечно же, развитию личности.

  • Влияние семьи

В первую очередь мы хотим отметить важную роль семьи в развитии личности ребенка , поскольку это тот «фундамент», который обуславливает надежность выстроенного «дома». Малыш видит отношения в своей семье и невольно повторяет их в повседневной жизни. Так, в положительной семье, где папа всегда помогает маме, где нет скандалов и криков, вырастет отзывчивая и добрая личность. Ну, а из неблагополучных семей, как правило, вырастают запуганные дети, которые привыкли врать и изворачиваться, лишь бы только выжить в этом мире.

В зависимости от типа отношений в семье возможно прогнозирование развития личности ребенка. Утверждать тот или иной факт, конечно, не стоит, ведь многое зависит и от врожденного темперамента и от стремления ребенка. Но можно сказать, что в семье, где царит диктатура, ребенок вырастет замкнутым с сильно заниженной самооценкой. У родителей, которые с самого детства игнорировали свое чадо (идеология полного невмешательства), вырастает рано повзрослевший ребенок, который всего привык добиваться сам. Условия развития личности ребенка в этом случае таковы, что он не знает родительской ласки и любви, поэтому он вряд ли сможет стать добрым и отзывчивым. Гиперопека также ни к чему хорошему не приводит - так родители лишь разбалуют своих детей, превращая их в капризных маленьких «нехочучек», справиться с которыми чрезвычайно трудно.

Но есть все же один тип внутрисемейных отношений, который поможет вырастить в ребенке правильную личность, добрую, отзывчивую, понимающую, искреннюю и трудолюбивую - эти отношения называются «сотрудничеством». Высокие нравственные ценности, оказание моральной помощи, демократия - это идеальные факторы для развития полноценной личности.

  • Влияние социума

Влияние социума на развитие личности ребенка начинается уже с того момента, как он впервые увидел этот мир. Мы с самого детства слышим, что так делать нельзя, так говорить некрасиво и прочее - в этом весь социум, укрощение искренности. Ребенок, который еще не до конца осознал, как вести себя в социуме - самая честная и искренняя личность. Но без социума все бы мы жили в хаосе, поскольку он учит нас дисциплине, морали, нормам.

На ребенка до 2-х лет влияют исключительно микрофакторы социума, то есть семья и ближайшее окружение. В дошкольном возрасте ребенок более близко знакомится с обществом, с установленными правилами и нормами в детском саду. И это первый шаг к тому, насколько ребенок будет чувствовать себя комфортно среди других людей. Чем старше становится ребенок, тем больше он должен соответствовать тем правилам, которые установил социум. Круг окружающих его людей расширяется, родители в школьные годы делят свой авторитет с учителями, в подростковом возрасте родители и вовсе не авторитет - главное друзья. Но время все расставит по своим местам, и взрослые дети начнут понимать своих родителей. Главное, чтобы личность не потерялась в социуме, чтобы ребенок не чувствовал себя никчемной песчинкой в огромной толпе.

  • Влияние окружающего мира

Первое место после роддома, куда родители приносят малыша - это его уютная детская комната. Вы спросите, может ли интерьер детской повлиять на развитие личности ребенка ? Конечно, может, ведь ребенок в первую очередь изучает окружающий мир глазами, и от того, какие цвета и линии будут его окружать, зависит и его настроение, да и развитие в целом. У малыша должен быть уютный укромный уголок, и даже если у вас нет возможности выделить ему отдельную комнату, нужно разделить спальню на зону родителей и зону крохи (сделать это можно при помощи обыкновенной ширмы или гипсокартонной конструкции). Если же малышу повезло, и у него есть отдельная комната, позаботьтесь о его безопасности: не покупайте мебель с острыми углами, стеклянной поверхностью и прочее. Ну, а когда с помещением решено, пора задуматься и о его цветовом решении. Для совсем маленьких крох желательны спокойные, пастельные тона, для более старших детей можно придумать спокойную комнату с яркими акцентами.

Каждая мамочка начинает петь колыбельные своему малышу еще в тот момент, когда он находится у неё в животике. И все мы прекрасно знаем, что даже в утробе дети слышат нас, а на последних месяцах беременности даже отзываются на родные голоса легкими движениями ручек и ножек. Влияние музыки на развитие личности ребенка может быть различным в зависимости от качества самих мелодий и песен. Так, самыми благоприятными и умиротворяющими можно назвать классическую и инструментальную музыку, музыкальные сказки, специально придуманные мелодии для детей. Правильно подобранная музыка способна успокоить кроху, воспитать в ней музыкальный вкус. Ну, а в повзрослевшем возрасте детей нужно знакомить с инструментами, с вокалом, чтобы они развивали свои голосовые связки, расширяли свой кругозор, умения и круг общения. Чего не стоит включать детям, так это тяжелую музыку, рок, транс и прочие музыкальные направления, которые вовсе не пригодны для маленькой неокрепшей психики.

Подобно мелодиям нужно с особой тщательностью подходить к подбору интересных историй для малыша, ведь влияние сказок на развитие личности ребенка играет не меньшую роль, нежели музыка. Сказки идут с нами по жизни, учат нас и наставляют, причем им удается остаться на всю жизнь не в памяти у нас, а прямо в подсознании. Наверняка вы каждый вечер рассказываете малышу одни и те же сказки, и кроха их запоминает, а когда вырастет - будет проговаривать их наизусть без запинки. Ребенок еще верит в чудеса, он принимает героев сказок за реальных персонажей, ассоциируя себя с ними. Если главный герой сказки - положительный, то ребенок будет подражать ему только потому, что он занимает центровую позицию в повести. Ну, а если в сказке главенствует злой герой, то ребенок невольно захочет быть таким. Поэтому, с особой тщательностью подбирайте сказки для своих детей, чтобы они хотели подражать правильным героям. Да и сказки есть не только народные, которые все мы знаем наизусть, но и авторские. Существуют не только волшебные авторские сказки, но и обучающие, и психокоррекционные - их значение переоценить невозможно, ведь в сказках все рассказывается простыми, понятными любому словами, но их смысл может быть глубже, чем во многих книгах по психологии.

Факторы, влияющие на развитие личности с 2-х лет

  • Влияние творчества

Ни лепить, ни вышивать, ни играть роли ребенок не может ранее определенного возраста, но вот рисовать, точнее «мазюкать» ему удается уже после первого дня рождения. Но это и рисованием-то назвать нельзя, хотя ребенок уже учится тактильному восприятию, начинает различать основные цвета. Даже когда у малыша получаются каракули, важно вовсе не это - самое главное, что он научился держать в руках тонкий предмет и управлять им. Чем больше ребенок рисует, тем больше у него усидчивости, сосредоточения, внимательности. По мере того, как растет ребенок, растет и профессионализм его рисунков, и если развивать его рвение и дальше, то он проявит прекрасные художественные способности. Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка обусловлено, прежде всего, эстетической стороной жизни, ведь маленькие художники уже знают, что такое светотень, оптические законы, какие цвета сочетаются, а какие нежелательно соединять, и еще много всего полезного, о чем остальные их сверстники даже не подозревают. Ребенок, у которого есть рвение к рисованию, наверняка вырастет художественной личностью, со своим неповторимым вкусом, с определенным виденьем этого мира, с особой внимательностью к деталям и с непревзойденным чувством моды и дизайна.

Но помимо рисования есть еще немало видов творчества, которые захватывают ребенка и развивают его. Многие родители задаются вопросом, каково же влияние творчества ребенка на развитие его личности ? Во-первых, для того, чтобы делать что-то своими руками, необходима усидчивость, а это весьма положительное качество для растущей личности. Во-вторых, всё, что сделано своими руками, можно подарить друзьям, родным, а это учит ребенка доброжелательности, желанию сделать что-либо во благо других. Ну и, в-третьих, чем больше творческих направлений изучит ребенок, тем более развитым он себя почувствует, тем больше круг его друзей и знакомых, и тем больше гордости будет у вас, дорогие родители, за то, что ваш малыш столько всего умеет.

Так, например, лепка из пластилина, соленого теста или пластики поможет ребенку развить наглядно-образное мышление, научит его наблюдать, сравнивать и анализировать, а бисероплетение идеально развивает мелкую моторику рук и эстетический вкус. Отдельного внимания требует такой вид творчества, как театр, ведь он объединяет в себе всё - и актерское мастерство, и ораторство, и песни, и танцы, и умение подать себя перед публикой. Это идеальное место для тех, кто слишком зажат и боится общества. Здесь замкнутые личности раскрепощаются, непоседы находят выплеск своих эмоций, при этом все они учатся правильной дикции, постановке голоса и предложений. Ну, а играть сценку вместе со своими друзьями - это просто счастье не только для детей, но и для многих взрослых.

  • Влияние игр и домашних животных

Возможно, у вас уже был питомец до рождения малыша, а может вы решили завести его после того, как ребенку исполнилось 2 года, но в любом случае положительное влияние домашних животных на развитие ребенка доказано учеными. Питомцы - это такие же живые существа, как и мы с вами, и ребенок видит в их «лице» друга, союзника, собеседника. Детям нравится прикасаться к мягкой шерстке кошек, хомячков, бегать по всей квартире или по парку с собакой, смотреть на неспешно плавающих рыбок в аквариуме. Какого бы питомца вы ни решили завести, знайте, что с любым животным ребенок найдет общий язык. Но каждое животное по-разному влияет на развитие личности ребенка. Самым идеальным вариантом будут кошки - это те существа, которые научат ребенка любви, ласке, дружбе, с ними не соскучишься, они всесторонне развивают малыша. Настоящей дружбе и активному отдыху детей научат собаки. Мелкие пушистые грызуны, а также пернатые питомцы хороши в большинстве случаев для созерцания и умиления, но ни поиграть с ними, ни потискать их вдоволь не удастся. Однако любому животному ребенок будет рад, ведь у него появится друг, который всегда будет рядом, с которым можно и погрустить и поиграть, и просто побыть рядом.

С любыми животными можно придумать какую-нибудь игру, и это очередная ступенька в развитии мышления ребенка. Если он умеет придумывать новые игры, вовлекает в них всех друзей, то мы видит в нем творческую натуру с нотками лидерских качеств. Роль игры в развитии личности ребёнка такова, что именно по ней можно наблюдать психологическое состояние малыша, его рвения, возможности и желания. Более разнообразную игровую деятельность дает ребенку садик, где воспитатели стараются придумать для детей развивающие игры, где нужно не только следовать правилам, но и думать. Например, дидактические игры учат детей элементарным понятиям о цвете, фактуре, размере, малыши во время игры становятся более сосредоточенными, внимательными. Подвижные игры любят все дети, и это отличное подспорье для поддержания их физической формы, активного движения. К тому же, именно в таких играх сразу видно, кто лидер среди детей, а кто ведомый. Такое качество личности, как лидерство обязательно нужно развивать в ребенке - тогда он будет успешным человеком. Но даже если ваш малыш пока ведомый, все еще можно исправить правильными наставлениями, подбадриванием и хвальбой. В сюжетно-ролевых играх также сразу можно заметить личностные качества, будь то доброжелательность или озлобленность, щедрость или жадность и прочее, но в детском возрасте всё это является проекцией отношений в семье на психику ребенка. Вот и задумайтесь, дорогие родители, всё ли ваш малыш делает правильно, и чем вы могли подвести его к подобному игровому поведению.

Факторы, влияющие на развитие личности дошкольника

Дошкольники впитывают в себя информации больше, чем когда бы то ни было в дальнейшей жизни, именно поэтому нужно не упустить эти первые семь лет жизни малыша. На развитие личности дошкольника в обязательном порядке влияют родители, причем не только тогда, когда обращают на него внимание, хвалят или ругают, но и в любую секунду, когда малыш наблюдает за их поведением. Именно от родителей зависит развитие личности детей дошкольного возраста - будет ли воспринят данный ребенок в детском садике как доброжелательный и спокойный малыш, либо как хулиган, а может как испуганный «зверёк».

В дошкольном возрасте ребенок проходит три фазы развития личности: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию, и от того, насколько успешно каждая из фаз перетекает в другую, зависит поведение ребенка. Но в большинстве случаев кризисов не избежать - они случаются, когда ребенок идет в садик, когда знакомится с новыми людьми, когда ему нужно подчиняться воспитателю. Однако родители просто обязаны помочь своему чаду справиться со всем: в фазу адаптации рассказывать о нормах поведения в обществе, на фазе индивидуализации помочь ребенку раскрыть себя перед другими, показать, чем он может выделиться среди них. Если родители не принимают участия в развитии личности детей дошкольного возраста, то крохи сами путем проб и ошибок находят для себя единственно возможный (по их мнению), но не всегда верный путь.

  • Влияние труда

Наши крохи так любят повторять все за нами, что невольно умиляешься, когда сынишка берет веник или дочурка просит дать ей тряпочку для вытирания пыли. Главное не отбейте это рвение помогать в раннем детстве, иначе в юности вы сами будете сильно страдать от того, что вроде и ребенок достаточно взрослый, но помогать не хочет. Роль труда в развитии личности ребенка заключается в том, что уже с тех лет, когда малышу по силам мелкие домашние работы, он учится чистоте, ответственности, уважению к чужому труду, у него возникает желание помогать ближнему. Главное для родителей - не наделать ошибок, и тогда ваш малыш всегда будет помогать вам, и не за деньги или подарки (как сейчас заведено во многих семьях), а просто потому, что он вас уважает.

Факторы, влияющие на развитие личности младшего школьника

Пережили кризис 3-х лет, значит, переживет и кризис 7-ми, ведь оба они обусловлены двумя самыми главными событиями в жизни ребенка - походом в садик и в первый класс. Теперь уже помимо семьи на развитие личности младшего дошкольника влияют и учителя, и сверстники, и субъективные факторы (повышенная активность, подражательность, эмоциональность). Ребенок получает новые мотивации - заработать лучшую оценку, читать быстрее всех, получить похвалу от учителя, и это заставляет его быть более целеустремленным и ответственным. Но при этом важно не проглядеть, чтобы в стремлении к цели ребенок не стал подхалимом и ябедой, ведь это не лучшие личностные качества. К тому же, именно в этом возрасте у ребенка формируется объективная самооценка, на которую влияют и его успеваемость, и отношение к нему родителей, учителей, одноклассников.

Всё, что находится вокруг ребенка, влияет на формирование его личности. Просто невозможно окружить ребенка положительными факторами, но постараться стать ему опорой по жизни, верными советчиками и любящими родителями вы просто обязаны, ведь тогда ваш ребенок вырастет положительной самодостаточной личностью.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Страница 10 из 63

10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.

ЛИЧНОСТЬ - это человек как общественное существо, носитель общественного сознания.

Сущность человека как личности проявляется через те отношения, в которые он вступает с окружающим миром и прежде всего с людьми. Сюда включаются все отношения, которые складываются между людьми (в семье, в коллективе, в повседневном общении и т.д.) Таким образом, понятие "личность" характеризует человека как общественное существо, связанное с усвоением того разнообразного духовного опыта, который накоплен в обществе. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе своей жизнедеятельности.

РАЗВИТИЕ - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.

Человек в течение своей жизни развивается в нескольких отношениях:

Физическое развитие - изменение роста, веса, объема человеческого тела;

Физиологическое развитие - изменение физиологических процессов (например, половое созревание);

Психическое развитие - это обогащение фонда условных рефлексов, выработка характера, развитие памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.;

Социальное развитие проявляется в усложнении отношений с окружающей средой, в которые вступает человек на протяжении своей жизни Источником всякого развития, в том числе и развития личности, являются внутренние противоречия. Например, противоречие между требованиями общества и актуальным уровнем развития ребенка, противоречие между потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения, противоречие между стремлением ребенка к самостоятельности и его потребностью в помощи взрослых, противоречие между целенаправленными воздействиями и стихийными влияниями социальной среды и др. Эти противоречия и выступают в качестве движущих сил развития личности

Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда и воспитание.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении

СРЕДА - это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Ребенок от своих родителей наследует следующие признаки:

Анатомо-физиологическую структуру биологического вида "человек разумный" (строение тела, внутренних органов, их функционирование и т.д.);

Безусловные рефлексы (сосание, слюноотделение, оборонительный, ориентировочный и др.);

Физические особенности (особенности телосложения, черты лица, цвет волос, кожи, глаз и т.п.);

Функциональные особенности (группа крови, характер обмена веществ и др.);

Аномалии наследственного происхождения (дальтонизм, гемофилия, псих. заболевания и др.);

Особенности нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность);

Задатки.

Материальными носителями наследственности являются гены (генотип).

Однако этот наследственный багаж является лишь необходимым. но недостаточным условием, потенциальной возможностью, предпосылкой для последующего развития человека. Значительная роль здесь отводится социальной среде и воспитанию.

Среду обитания можно подразделить на природную (географическую) и социальную. В понятие природной среды входят: климат ресурса, ландшафт и др. Социальную среду, окружающую ребенка, можно подразделить на макросреду и микросреду. Под макросредой понимается общество в целом, общественный строй: социально-экономические, политические, морально-правовые условия жизни. Термином "микросреда" обозначается ближайшее окружение человека. Сода можно отнести материально-бытовые условия жизни ребенка, дошкольное учреждение, где он воспитывается, а также людей, непосредственно контактирующих с дошкольником. Макросреда не воздействует на личность непосредственным образом. Это воздействие осуществляется преимущественно через микросреду. Социальная среда выступает как определяющий фактор развития личности. Только "живя в обществе, человек может сформироваться как личность.

ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.

Процесс становления личности человека осуществляется в условиях воспитания путем присвоения общественно-истерического опыта человечества, Руководство его освоением осуществляется взрослым. В итоге человек входит в систему социальных отношений того общества, в котором он живет. Поэтому воспитание играет ведущую роль в развитии личности ребенка.

Освоить общественно-исторический опыт помогает активность растущего человека. Активность личности выражается через подражательность ребенка, его воспитуемость, обучаемость, самовоспитание и самообразование. Активность личности дошкольника находит свою реализацию в игровой, познавательной, предметной, трудовой, учебной, художественной деятельности, в общении. Активная позиция ребенка в деятельности делает его не только объектом, но и субъектом воспитания.

Статья «Социальные факторы развития ребенка»


Гурьянова Екатерина Петровна, воспитатель Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад комбинированного вида №11 «Шатлык» Мензелинского муниципального района РТ
Назначение материала: данный материал предназначен для воспитателей детских садов. Представленный материал станет полезным для воспитателей детского сада
Цель: распространить педагогический опыт среди воспитателей детских садов.
Задача: раскрыть значимость социального фактора в развитии детей дошкольного возраста.
Наряду с биологическим фактором, имеется ещё один немало важный фактор, социальный фактор. Для того чтобы стать человеком обладать биологическим фактором недостаточно.
В современном мире известны многие случаи, когда ребенок проходил своё развитие среди обитателей животных. К сожаленью, попадая в человеческое окружение, такие дети становятся чужаками.
Развитие биологического представителя в социальном окружении происходит в процессе социализации. Человек в своём развитии попадает в различные типы социальных групп.


Социализация - это глубокий процесс получение индивидом определенных навыков, которые необходимы для выживания человека в окружающей среде.
Процесс социализации долгий и ёмкий процесс, проходящий на протяжении всей жизни человека. Первая социализация происходит в семье.
Один из известных психологов процесс социализации сравнивал со строительством некого объекта. Он считал, что ранний возраст является первоначальным фундаментом для дальнейшего строительства. От того каким будет фундамент зависит и качество готового объекта.
Известно, что личностью становятся, проходя развитие. Становление личности в своем развитие соприкасается в процессе взаимодействия с социальной средой. Именно в процессе взаимодействия с окружающими личность проявляет себя и свои достоинства и недостатки.
Рассмотрим факторы социализации личности подробно. Первой ступенью микрофактора является семья.
Семья является узким институтом, в которой ребенок получает первоначальные знания, обретает знания, умения которые ему передают его родители. Ребенок, который по неким причинам лишен родителей, с самого детства лишен бесценного обмена, взаимоотношений с близкими.
Микросоциум оказывает глубокое значение для развития ребенка. Под микросоциумом следует рассматривать ближайшее окружение, при котором находится ребенок на протяжении всей жизни. Микросоциум оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие личности.
Мезофакторы в своем содержание отражают те факторы, которые влияют на развитие личности. Не маловажное значение имеет место нахождения личности, т.е. где он проживает, его место жительства.
В каждом поселение развитие проходит по-разному. В той местности, где инфоструктура развита в ускоренном темпе, развитие протекает в ускоренном темпе. Местность, в которой различные инновации раскрываются в неполном объеме, найдут своё отражение на развитии личности. Развитие будет протекать замедленно.
Средства массовой информации, через которую личность получает информацию из различных источников, таких как радио, телевизор, газеты влияют на мировоззрение человека. За чистую в средствах массовой информации предоставляемая информация, деформированная и человек получает не правильную информацию.

В последние годы популярна формула: «обучение ведет за собой развитие». В том смысле, что чему захочу научить – тому научу, когда захочу – тогда научу. Но это неверный подход. Ребенка можно научить (без вреда психике) только тому, чему он уже способен обучаться. Не надо требовать от него того, чего он еще не в состоянии выполнить. Например, приводят трех- или пятилетнего ребенка к психологу с жалобой на то, что он не хочет заниматься. А дело все в том, что в 5 лет он еще не может проявлять волевые усилия, его мозг недостаточно развит для этого. Чтобы такой ребенок начал учиться, надо создать ему такие условия, в которых он захочет это делать, заинтересовать его. Интерес и удача – два компонента развития мотивации обучения.

Обратите внимание, как вы общаетесь с ребенком? Слишком часто мы предъявляем к детям неадекватные требования: «Сиди спокойно, прекрати играть, иди ужинать!» А поскольку ребенок довольно медленно переключается с одного вида деятельности на другой, вы повышаете голос. И в следующий раз, пока вы не закричите, он даже не услышит вас. Дети, конечно, разные. Кому-то нужно больше времени для переключения, кому-то – меньше. Но вы в любом случае должны, наблюдая за своим ребенком, понять, сколько времени нужно именно ему и верно рассчитывать время.

Мы иногда очень жестко заставляем ребенка что-то сделать, не учитывая его состояние. А это называется психологическим насилием или психологическим битьем. Так делают учителя в школе, каждый день говорящие четверокласснице: «Я тебя в пятом классе не вижу», так же делают родители, постоянно сравнивающие своего ребенка с одноклассниками, родственниками, друзьями. И такие вещи никогда не забываются. Хорошо, если человек, уже будучи взрослым, захочет избавиться от этого негативного воздействия прошлого и пойдет к психологу. Но так бывает далеко не всегда. Чаще все те, кого били (неважно физически или психологически) в детстве, будут поступать так же со своими детьми.

Безусловно, можно не прислушиваться ни к чьим советам и воспитывать ребенка так, как считаете нужным вы сами, как воспитывали вас. Но это не отменяет того, что существуют закономерности развития. Мы просто может либо принять их, либо нет.

Варианты развития дошкольников

Выделяется 5 разновидностей развития дошкольников :

  1. Социально-коммуникативное развитие. Как ребенок общается с другими детьми, со взрослыми, с родителями, воспитателями, незнакомыми людьми. Как он с ними взаимодействует.
  2. Речевое развитие. Очень многие дети имеют несформированную речь. Это может случиться по разным причинам, но такому ребенку точно будет непросто взаимодействовать с другими детьми, а значит, развиваться в социальном плане.
  3. Художественно-эстетическое развитие. На него большое влияние оказывает участие ребенка в театральных представлениях, ролевых играх.
  4. Физическое развитие. Дети сейчас больше сидят, чем двигаются, а это для них очень вредно. В 3-4 года формируется осанка, стопа. И для того, чтобы они сформировались правильно, ребенка необходимо заинтересовать (не заставить, а именно заинтересовать!) двигательной активностью. Одной мелкой моторики недостаточно, нужны также и «большие» движения.
  5. Познавательное развитие. Включает в себя память, внимание, мышление, восприятие, моторику, речь и организацию деятельности.

Произвольная регуляция и организация деятельности – это:

  1. умение воспринимать, понимать и удерживать в рабочей памяти вербальную «инструкцию»;
  2. умение сконцентрировать внимание и не отвлекаться какое-то определенное время;
  3. умение контролировать ход выполнения работы;
  4. умение попросить помощи, если непонятно;
  5. умение завершить работу (сравнить задание с результатом).

Что за «инструкция»? Например, мы просим ребенка сложить пирамидку. Это плохая «инструкция» для пятилетнего. Как ее сложить? По цветам, по размерам? Если по цветам, то по какому принципу? И так далее. Также в «инструкции» не должно быть непонятных ребенку слов. Если ребенку меньше 6 лет, ему стоит не только сказать словами, но и показать на примере, как надо делать. Кому-то будет достаточно одного раза, чтобы потом самому сложить пирамидку, кому-то понадобится несколько раз. Это тоже зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

Основные закономерности развития у всех детей одинаковы. Это этапность (все дети проходят через все этапы, и ни один нельзя проскочить) и гетерохромность (все органы и системы организма развиваются неравномерно).

Факторы, влияющие на развитие ребенка

Это внешние (или экзогенные) и внутренние (биологические) факторы.

Биологические факторы:

  1. Генетические: увеличивается количество генетических патологий.
  2. Биологические: например, недоношенных детей, весом 500 граммов, сегодня успешно выхаживают. А такие дети рождаются без рефлексов, и им необходимо заниматься с логопедом уже с периода лепета, с ними надо иначе работать и в детском саду, и в школе, нужно по-другому общаться.
  3. Пре-перинатальные: когда рождаются двойни и тройни, дети в них имеют особенности развития. Эти дефекты очень мелкие, и их долго не видно, вплоть до школы.
  4. Физическое здоровье.
  5. Психическое здоровье.

К экзогенным относятся:

  1. Экология: непонятно, что мы едим, пьем, чем дышим.
  2. Социальные: дети растут в разных семьях, в разных социальных условиях.
  3. Социокультурные: например, давление социума в плане требования сверхраннего обучения.
  4. Семейные: например, социальная депривация ребенка в семье состоятельных и очень требовательных людей. По результатам исследований, жесткие требования оказывают такой же негативный эффект на состояние ребенка, как полное невнимание к нему. Также на детей большое влияние оказывают родительские неврозы.
  5. Педагогические: за деньги преподаватели научат чему угодно в любое время. Это тоже к слову о неадекватных требованиях.

Все эти факторы смешиваются. И из-за долговременного воздействия имеет место кумулятивный эффект, то есть эффект накопления.

В плане социокультурного развития дошкольника на сегодняшний день выделяют следующие особенности:

  1. Домашнее воспитание: почти 30% не ходят в детский сад.
  2. Сверхраннее образование, которое, как уж было упомянуто выше, может быть не только бесполезным, но и вредным.
  3. Ограниченные контакты со сверстниками: дети ходят в кучу кружков, но там их общение ограничивается деловым.
  4. Замена общения со взрослыми техническими средствами. Вместо того, чтобы вместе почитать книжку, многие родители дают ребенку гаджет. По данным исследований только 10% родителей регулярно читают дошкольникам. А для ребенка 4 лет поход в магазин, где он сможет сам себе выбрать книжку, может стать настоящим праздником. Если, конечно, у него есть привычка читать вместе с мамой.
  5. Исчезновение игры как ведущего вида деятельности. Спонтанной игры у дошкольников сегодня почти не наблюдается. Часто это происходит из-за того, что не сформирована речь. А когда речь не сформирована, играть бывает трудно.
  6. Неадекватные требования взрослых (родителей, воспитателей, педагогов). Если заставлять ребенка учиться чему-то, когда он не готов и ему неинтересно, результат может быть прямо противоположным.

Мифы о развитии дошкольника

И в конце следует немного сказать о трех очень популярных мифах развития современного дошкольника и развенчать их.

  • Миф первый : «окно развития» ребенка закрывается в дошкольном возраста (в 4-6 лет). В 60-е так действительно думали, хотя даже тогда ни один специалист прямым текстом этого не говорил. На самом деле, все наоборот: ресурс мозга увеличивается, причем постоянно, на протяжении всей жизни. Если человек в 80 лет получает новую нестандартную задачу, в его мозгу появляются новые нейронные связи. На сегодняшний день даже в первый час после инсульта опытные логопеды могут помочь человеку полностью восстановить речь.
  • Миф второй : современные дети развиваются быстрее, у них более высокий интеллект. Дети развиваются точно так же, как и раньше, приблизительно с той же скоростью. Все зависит только от того, как с ними работают. Если взаимодействовать с ребенком, разговаривать с ним, заинтересованно слушать его, процесс развития идет несколько быстрее. Но так было всегда.
  • Миф третий : читать и писать дети должны научиться как можно раньше. Самый эффективный этап обучения письму и чтению – 6-8 лет, когда формируется избирательное внимание. Кроме того, только к 6-7 годам ребенок начинает дифференцировать зрительные стимулы. Подготовку можно начать и раньше: в 5 лет ребенок вполне способен научиться писать печатные буквы, правильно держать ручку, тетрадь, правильно сидеть.

В итоге, все сводится к тому, что если ребенок готов чему-то учиться, если его этим увлекли, если его хвалят, и он чувствует, что преуспевает, смело учите его этому. Если не давить, развитие будет проходить плавно и естественно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факторы определяющие общение детей дошкольного возраста

Для каждого участника взаимодействия мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению. В случае коммуникации с взрослым мотивом общения, побуждающим ребенка обратиться к взрослому, совершив инициативный акт общения, или ответить ему, совершив реактивное действие, является сам взрослый человек. При коммуникациях со сверстником мотивом общения является другой ребенок.

Факторы, побуждающие ребенка вступать в общение со взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями:

1) потребностью во впечатлениях;

2) потребностью в активной деятельности;

3) потребностью в признании и поддержке.

Общение со взрослым составляет лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого, в основе которого лежат указанные нужды детей.

Потребность в активной деятельности присуща детям столь же очевидно, как и потребность во впечатлениях. Всякий, кто наблюдал ребенка, поражается его неуемной активности. Непоседливость детей, переход их в течение дня от одной деятельности к другой говорят об остроте испытываемого ими голода активности. Вялость ребенка, его пассивность служат безошибочным признаком его болезненного состояния или дефектов развития. Возможно, потребность детей в активной деятельности представляет собой частный случай того явления, которое обозначают как «нужду органа в функционировании».

На протяжении первых семи лет активность, проявляемая детьми, достигает высокого уровня развития и по своей форме, и по содержанию. Но для достижения максимальной эффективности детям всегда требуется участие и помощь взрослого. Это приводит к тому, что в деятельности детей появляется взаимодействие со взрослым, а среди разных видов взаимодействия постоянное место устойчиво занимает тот его вид, который мы называем общением. Так, потребность детей в активной деятельности становится источником побуждений для обращения ко взрослому и порождает особую группу мотивов общения, которые мы назвали деловыми, подчеркнув тем самым основную роль того дела, которым занят ребенок, и служебную, подчиненную роль общения, в которое ребенок вступает с целью скорейшего достижения некоторого практического результата (предметного или игрового). Согласно развиваемым представлениям, деловым мотивом общения является взрослый в своем особом качестве – как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий.

Потребность детей в признании и поддержке подчеркивается многими исследователями. О наличии такой потребности у детей школьного возраста пишет Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, на нее указывает Л.И. Божович. При ближайшем рассмотрении оказывается, что потребность детей в признании и поддержке – это их стремление к общению, потому что только в результате этой деятельности они могут получить от окружающих оценку своей личности и реализовать стремление к общности с другими людьми.

Это общение не составляет «служебную» часть более широкой деятельности ребенка – познавательной или продуктивной, а обособлено от остальных видов взаимодействия и замыкается на себе. Характерной особенностью описываемого рода общения следует признать его сосредоточенность на личности людей – на личности самого ребенка, который ищет поддержки; на личности взрослого, который выступает как носитель правил нравственного поведения, и других людей, познание которых служит, в конечном счете, делу самопознания детей и познания ими социального мира. Поэтому мы и назвали мотивы третьей группы личностными. В отличие от познавательных и деловых мотивов общения, которые играют служебную роль и опосредствуют более далекие, конечные мотивы, рождающиеся из потребностей во впечатлениях и в активной деятельности, личностные мотивы получают в деятельности общения свое конечное удовлетворение. В качестве этого последнего мотива перед ребенком предстает взрослый человек как особая личность, как член общества, представитель определенной его группы.

Описанные группы мотивов, перечисленные выше, были выделены применительно к контактам ребенка со взрослыми. Можно предполагать, что при общении сверстников перечисленные мотивы тоже имеют значение, хотя, по–видимому, отличаются некоторым своеобразием. Так, некоторые работы заставляют думать, что маленькие дети, общаясь с ровесниками, мало видят их самих, но зато очень пристально всматриваются в свое собственное отражение в их «зеркале». Л.Н. Галигузова (1980) установила, например, что дети раннего возраста нередко не могут узнать среди трех товарищей того, с кем 15 раз (!) перед этим встречались наедине и подолгу играли. Даже дошкольники после 3–5 совместных занятий не всегда могут сказать, как зовут их друга; почти никогда не расспрашивают ровесников об их жизни (Р.А. Смирнова, 1981). Если ребенок этого возраста встречается со взрослым, то личный интерес к нему оказывается неизмеримо более глубоким.

Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребенка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие из них занимают положение ведущих. Причем речь идет не об индивидуальных особенностях взаимоотношения разных мотивов, а об особенностях именно возрастных, типичных для большинства или для многих детей соответствующего возраста. Выдвижение на передний план определенной группы мотивов связано с изменением содержания общения, а последнее отражает особенности общей жизнедеятельности ребенка: характер его ведущей деятельности, степень самостоятельности.