Время анархии. Почему анархия? Так что же такое анархия

А не стать ли мне анархистом?

Недостаёт нам (мне) по жизни философского образования, ох, недостаёт. Приходится образовываться по ходу псифакторианских дискуссий.

Всё таки в основе личности и её поведения лежат убеждения. Если их понять, то поведение становится понятным как таблица умножения.
Вот одна моя уважаемая собеседница любит рубить шашкой с плеча. А ведь милая женщина. И чего? А по убеждениям, оказывается, анархистка. Во как! Монархистов встречал, а анархисток не доводилось. А поскольку симпатия моя к собеседнице глубока я решил разобраться, что это такое, тем более, что по её убеждениям Швейцария чуть ли не пример успешно воплощённого анархизма товарища Кропоткина., который говорил, что государство нужно упразднить.

Читаем про анархизм.

1. Все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.

Ну и я сразу задумался про Швейцарию. Швейцария – Швейцарская конфедерация. Конфедерация, союз суверенных государств.
ГОСУДАРСТВ! Значит опять власть! Не осуществилась мечта Кропоткина. Просто вместо одного маленького государства куча объединившихся мелких.

Тут мне путаница мыслей моей собеседницы ещё интереснее стала. Как это можно отрицать власть и приводить в пример образец успешного союза государственных властей? Но оказалось, что путаница в мыслях необыкновенная у всех анархистов испокон веков. Широта их воззрений и разнообразие подвидов столь широка, что надо уточнять, Вы – какой анархист? Анархист – феминист? Или левый? Анархо-коллективист или анархо-синдикалист? А может Вы рыночный анархист? Или, извиняюсь, агорист? Не подумайте, впрочем, плохого, это просто правый анархист, сторонник анархического капитализма. Так что простор всем! От левых до правых!

Как договариваются? А никак! Они даже относительно своей организации договориться не могут. Одни говорят она нужна, другие «организация это власть, а мы против власти».

Широкий спектр идей от крайнего индивидуализма до безгосударственного коммунизма наводит меня на мысль, что сказать «я анархист» всё равно что сказать «я никто и звать меня никак».

Вы только посмотрите на принципы якобы объединяющие это разнообразие.

«Отсутствие власти, свобода от принуждения, свобода ассоциаций, взаимопомощь, разнообразие, равенство, братство и сестринство».

И на этой «общей» основе справочник выдаёт 14ть различных направлений анархизма! От «зелёного» до «ЛГБТ-анархизма».

И я бы даже не стал разбираться, но! Недавно налоговая наехала на моих знакомых за то, что на компьютерах в офисах нелицензионные программы. Штраф был обалденный. Ибо компьютеров много. Я перепугался и купил на пару своих программы в магазине с мерзким ощущением, что делаю это исключительно из страха. Оказалось, что вполне симпатичное мне движение за свободное распространение компьютерных программ вроде как имеет корни в анархизме. Тогда я – убеждённый анархист! И духовный брат моей собеседницы.

Так есть ли в анархизме рациональное зерно?

Слово «анархия» заимствовано у французов и обозначает «безвластие». Корни этого слова происходят от греческого «anarhia» - «без руководителя».

Анархия - это хорошо или плохо?

У многих анархия ассоциируется со злом, насилием и борьбой. Так думает большинство и виновата в этом системная машина власти, которая пропечатала в человеческом сознании отвращение и страх к самому слову «анархия». На самом же деле изначальное значение этого понятия - свобода и безвластие. По сути, анархия - это внутренняя свобода, а анархист - человек, освобожденный от внешних влияний на свой внутренний мир и развитие, он самодостаточен.

В фильмах или книгах анархист обычно показан агрессивной личностью, опасной для общества, покушающейся на чужое имущество в целях его уничтожения. Образ такого человека ассоциируется с террористами. На Западе множество организаций, считающих себя анархичными, давно перешли к тактике создания массовых беспорядков и убийств.

Таким образом они надеются нарушить государственную систему, но вызывают только отвращение у общества. Нельзя сказать, что эти организации не являются анархичными. На самом деле анархия - это целая философская система. Нет однозначно правильного ответа на вопрос: анархия - это хорошо или плохо.

Истоки анархизма

Идеи анархизма были сформулированы еще задолго до нашей эры. Первые философы, которые задумались о таком понятии, как анархия, были Диоген в Древней Греции и Лао-Цзы в Древнекитайском государстве. Они первые, кто сформулировал, что анархия - это форма правления.

Теория современного анархизма начинается с 1793 года, когда Уильям Годвин написал свой труд «Политическая справедливость». В 1844 году Максом Штирнером была определена базовая ценность анархиста - эгоизм.

В русской литературе понятие анархии появилось в XIX веке. В то время многие политические деятели и мыслители стали рассматривать идею анархии как новый тип политического сознания. Некоторые считали, что принцип данного понятия необходимо внедрять в деятельность самого государства, а другие мыслители и философы доказывали, что анархия и государство - понятия несовместимые.

Профессор Б. А. Кистяковский считал, что государство - это инструмент по преодолению анархизма.

Князь Е. Н. Трубецкой, философ и юрист, в анархии видел только беспорядки. Он также считал, что анархизм нарушит принцип иерархии государства в общественном сознании. По его мнению, анархия - это хаос.

С. Л. Франк, профессор университетов (Московского и Саратовского), юрист, называл анархизм своеобразным взрывчатым веществом для разрушения «здравого государственного смысла».

Петр Кропоткин

Пожалуй, самым известным представителем политической теории анархизма является Петр Кропоткин. Он был князем, представителем российской интеллигенции, ученым и философом. Хоть его политические взгляды были утопичны, он вложил немалый вклад в развитие идей социализма и коммунизма, основанных на анархизме. Он писал, что анархизм - это альтернатива социализму, или следующая за ним ступень. Анархическая утопия вдохновляла князя Кропоткина, но в то же время он всегда оставался реалистом, полагая, что до такого уровня сознания необходимо «дорасти». Философ и ученый был против любого террора, даже осуществляемого ради коммунизма.

Петр Алексеевич Кропоткин считал, что каждый может ради великих целей пожертвовать своей жизнью, но играть судьбами миллионов непозволительно никому.

Кропоткин всегда оставался борцом за безвластие и свободу, выступал против любой диктатуры. Духовные ценности, за которые боролся князь, имеют всечеловеческое значение.

Итальянский ученый Ломброзо и его работы

До недавнего времени работы итальянского ученого не воспринимались всерьез российскими мыслителями и философами. Однако его работы внесли значительный вклад в развитие теории анархизма. Он рассматривал анархизм как возвращение назад, к первобытному, но уточнял, что так как развитие общества происходит по спирали, возвращение - это не всегда регресс.

Ломброзо видел в идее анархии как положительные качества, так и отрицательные. Он считал, что все анархисты - это ярые фанатики, готовые далеко пойти ради своей цели. В своих работах он рассматривал отдельные пласты населения и говорил, что к анархизму более склонны молодые люди, чем зрелые и состоявшиеся. В то же время в неблагополучных районах анархии подвержена большая часть населения, так как людям нечего терять и они борются за свободу и безвластие.

Понятие анархии в марксизме

Большевистская и социал-демократическая литература внесла ряд уточнений в понимание анархизма. Марксисты относились резко негативно к самой идее анархии.

В. И. Ленин в своих работах уделил достаточно много внимания анархизму. Его интерпретация данного понятия весьма любопытна и дает нам возможность увидеть отношение к анархии и самому анархизму революционеров того времени.

В понимании Ленина понятия анархии и порядка не имеют ничего общего. Анархией, говорил он, можно называть отрицание любой государственной власти, а Совет солдатских и рабочих депутатов - это государственная власть.

Так что же такое анархия?

Хотя под анархизмом обычно понимают какое-либо антигосударственное движение, на самом деле анархизм — намного более тонкое и полное своих нюансов понятие. Это целая философия, которой посвятили свои жизни ряд мыслителей. Это сложнее, чем просто оппозиция государственной власти. Анархисты противостоят идее о том, что власть и доминирование необходимы для общества, и вместо них предлагают анти-иерархические формы политической, общественной и экономической организации.

Анархизм — политическая идея, которая основывается на свободе. Главная его цель - уничтожить все типы принуждения и подавления. Он предлагает заменить сотрудничеством личностей власть, которая существует за счёт подавления одних людей другими, а также благодаря привилегиям одних по отношению к другим.

Таким образом, по убеждению анархистов, власть должна быть ликвидирована во всех её проявлениях.

Анархия - это такой образ жизни. Анархизм - это политический строй.

Получается, что свобода и анархия - это схожие понятия.

Структура анархичного общества

На самом деле как таковой структуры анархичного общества нет. Главные концепции анархизма - это взаимопомощь и сотрудничество, а не борьба за собственность и конкуренция. Они считают, что общество существует ради благ индивидуума, но не наоборот. Анархия - это свобода. Свобода мысли, образа жизни. Те, кто считает, что анархия - это плохо, не правы.

При анархии, чем выше организация, тем меньше ответственности ей дается снизу. Конечно, это утопия, общество должно дойти до такого уровня сознания, когда ему не нужна будет чья-либо помощь в управлении. Истории известны анархичные государства, правда, существовали они достаточно давно.

Анархия - это что за субкультура, и какой она бывает?

Существует несколько направлений анархизма:

Анархо-индивидуализм

Главными представителями данного направления являются Б. Таккер, А. Боровой, М. Штирнер. Главной идеей анархо-индивидуализма является поддержание понятия частной собственности.

Мутуализм

Данное направление было создано в XVIII веке французскими рабочими. Главными идеями мутуализма является поддержание свободы ассоциаций, взаимопомощь, федерализм. Согласно этому направлению анархизма, каждый рабочий должен получать достойную оплату за свой труд.

Социальный анархизм

Это одно из основных направлений анархизма. Главные принципы: отказ от частной собственности, взаимопомощь.

Коллективистский анархизм

Другое название данного направления - революционный социализм. Представители: И. Мост, М. Бакунин. Они считали, что всю частную собственность нужно сделать коллективной.

Анархо-коммунизм

Представители этого направления считали, что какая-либо работа должна выполняться людьми добровольно, в результате осознания выгоды общественного владения предприятиями.

Анархо-синдикализм

Представитель - Рудольф Рокер. Главные принципы: самоуправление рабочих, рабочая солидарность.

Постклассический анархизм

Представители: С. Ньюман, Т. Мэй, Ф. Гваттари. Включает в себя сочетание принципов постмодернизма, постлевого анархизма, ситуационизма и др.

Зеленый анархизм

Представители: Ф. Перлман, М. Букчин, Б. Моррис и др. Они уделяют особое внимание проблемам окружающей среды и экологии.

Вместо заключения

Таким образом, можно сказать, что анархия - это философия масс народа в кризисные периоды. В спокойное время политика анархизма не оказывает особого влияния на сознание людей.

Анархия - это что такое? Это то, что поднимает людей против государства ради улучшения условий существования: политических, экономических и социальных.

Предлагаем камрадам ознакомиться с хорошей методической статьёй от наших российских соратников по анархистской деятельности и революционной борьбе. Опубликованная статья на сайте организации МПСТ немного подкорректирована нами, в частности мы убрали из текста упоминание о российской законодательной системе и прочие сравнения с реалиями этой страны, дабы статья являлась наглядным примером и нашему читателю. Также стоит добавить, что в наших белорусских условиях обозначенная автором рекомендация в пятом совете касающаяся знакомства с правозащитниками - может не сработать. Поэтому не стоит так сильно надеяться, на то что адвокат или правозащитники смогут вас защитить (а это вполне реальный расклад) от преступников у власти. Помните, что спасение угнетаемых дело самих угнетаемых!

В свое время, когда я ступил на еще не протоптанную дорогу анархизма, у меня была масса вопросов: что и как делать, на что обратить внимание, чего наоборот ни в коем случае не делать и т.д., и узнать про это я практически ни у кого не мог. Были, конечно, возможно, в чем-то более опытные товарищи и пара-тройка статей на эту тему, но того, что знали эти товарищи и что было написано в этих статьях, было явно недостаточно чтобы понять, что к чему (а иногда эти знания были вообще неверными). Конечно, с тех пор утекло много воды и анархическое движение стало куда более серьёзным, но, мне кажется, что и по сей день многие новички попадают в ту же самую ситуацию, в которой в свое время оказался и я. Более того, на мой взгляд, очень часто и опытные товарищи совершают глупые ошибки, движутся не в том направлении и т.п. Поэтому я решил написать статью и изложить в ней свой взгляд на эти вопросы. Но, перед тем как изложить суть, я сделаю небольшое замечание. Так как в анархическое движение входит на самом деле достаточно много течений, часто противоположных друг другу, то являясь по убеждениям анархо-коммунистом, под анархизмом в статье я буду иметь ввиду анархо-коммунизм, под анархическим движением - анархо-коммунистическое движение, а под анархистом - анархо-коммуниста.

Первое , что должен понять начинающий анархист, что анархизм - это прежде всего инициативность. К сожалению, в движение приходит достаточно много людей, которые сами не хотят думать и действовать, а ждут, что кто-то все устроит за них и лишь пригласит поучаствовать. Поэтому часто в анархическом коллективе мы видим пару-тройку (если не одного) толковых людей, а все остальные заглядывают им в рот и ждут указаний или же тусуют где-то около, появляясь лишь время от времени и, опять же, делая то, что говорят толковые. В итоге такая группа очень быстро разваливается либо вследствие того, что все, кроме толковых, теряют интерес к анархизму, либо вследствие того, что толковые подвергаются репрессиям: их сажают, или же из-за угрозы посадки они переезжают, или же, наконец, вследствие того, что толковые люди смотря на своих бестолковых товарищей разочаровываются в идеях анархизма. Поэтому в первую очередь анархисту (не только начинающему!) необходимо самому придумывать и предлагать своим товарищам различные мероприятия, акции и иные действия, а не ждать когда их предложат другие. А во-вторых анархистам необходимо принимать в свой коллектив только инициативных людей, а не таскать за собой балласт из 10-20 человек желающих быть пушечным мясом. Понятное дело, что только что прешедший в движение человек скорее всего не будет сразу же развивать бурную деятельность, а попробует оглядеться, послушать более опытных товарищей и понять что к чему, но со временем любой уважающий себя анархист все же должен стать полнокровным членом своего коллектива (организации) и максимально плотно участвовать в выработке его (её) стратегии и тактики.

Второе , не менее важное для анархиста - это самодисциплина и ответственность. Если ты что-то берешься делать, то ты обязательно должен доводить это дело до конца, особенно если ты заранее обещал своими товарищами, что ты это сделаешь. Опять же, к сожалению, в движение приходит очень много людей которые не хотят никакой самодисциплины и ответственности, а хотят лишь угорать и тусоваться в компании «крутых анархистов», чтобы казаться в своих глазах и глазах окружающих такими же «крутыми». Когда же речь заходит о том, что надо посетить собрание, тренировку, прийти на акцию, написать листовку или статью, нарисовать баннер или что-то еще эти ребятки куда-то сразу испаряются. То у них учеба, то еще какие-то дела. Понятно, что бывает так, что человек действительно занят, но если он анархист, то он должен расставлять приоритеты и уделять анархизму значительную часть времени. Для этих же ребят очевидно анархизм является не приоритетным делом в жизни а этаким хобби, которое они, естественно, через пару лет или раньше бросят. Так вот, анархисту, во-первых, самому не надо быть таким, а, во-вторых, нужно не допускать в свой коллектив таких людей иначе, как и в предыдущем случае, ваш коллектив очень быстро развалится.

Третье.
Анархист должен постоянно совершенствоваться в теории и практике. Нельзя по паре-тройке статей уяснить для себя суть анархизма и уметь объяснить интересующимся людям, как мы собираемся бороться, какое общество мы хотим построить на месте старого, как будут решаться экономические вопросы, как политические и так далее. То же самое можно сказать и о практической деятельности: нельзя поучаствовав в паре акций четко уяснить для себя, что и как мы должны делать, чтобы наше движение развивалось. Только прочитав достаточно большое количество анархической и левой литературы и поучаствовав достаточно долгое время в деятельности анархического коллектива, человек сможет сформировать четкое представление об этих вопросах. Только тогда человек сможет доходчиво объяснить другим людям, за что мы выступаем и как мы собираемся добиваться наших целей. Только тогда, когда в анархическом движении таких людей будет большинство, оно сможет выработать для себя внятную стратегию и тактику, позволяющую не барахтаться на месте, а двигаться вперед.

Четвертое . Анархист должен поддерживать себя в хорошей физической форме и уметь пользоваться оружием. Наша деятельность связана в том числе и с физическими конфликтами и если мы не сможем дать отпор нашим противникам, то мы неизбежно проиграем в этих конфликтах, а следовательно, не сможем стать примером ни для наших возможных будущих товарищей, ни вообще для кого-бы то ни было. Более того, даже оратор в хорошей физической форме будет смотреться намного более эффектно чем заплывший жиром или же тощий, как Кащей Бессмертный, и, соответственно, его речь будет более убедительной при прочих равных условиях. Соответственно для поддержания вашей физической формы и физической формы товарищей, вы можете устраивать совместные тренировки, а так же заниматься самостоятельно или же посещать спортивные секции. Конечно же, не все анархисты обязаны быть спортсменами или первоклассными бойцами, но двигаться в направлении развития своих физических способностей и боевых навыков стоит всем без исключения.

Пятое. Анархист должен разбираться в вопросах безопасности и быть юридически подкованным. Неизбежно любой анархист рано или поздно столкнется с полицаями и, чтобы этот драматичный момент прошел как можно более удачно для вас, вы должны заранее позаботится о своей безопасности. Во-первых, не рассказывайте все сразу новичкам приходящим в движение. Им для начала вовсе не обязательно знать, где, например, лежит ваша общая касса или что вы завтра будите мутить какую-то супер-радикальную акцию. Для начала вам нужно разобраться, что за человек перед вами и можно ли доверять ему, а это можно сделать только со временем, пообщавшись с ним как следует и посмотрев на него в деле (разумеется, не в самом радикальном) . Во-вторых ни в коем случае не обсуждайте в социальных сетях, по электронной почте и по телефону действий, которые могут попасть под УК, а также других очень важных вещей, для этого есть личные встречи. В-третьих, для связи на расстоянии используйте службы электронной почты с поддержкой шифрования или джаббер. В качестве почты, раньше бы я посоветовал для начала использовать сервис gmail.com, но сейчас появилась информация, что его владельцы переходят к более тесному сотрудничеству с властями. Поэтому лучше использовать специальные активистские сервисы типа riseup.net и autistici.org или же шифровать сами тексты писем(с использованием таких программ как GNU PG или PGP). В-четвертых, не храните ни каких палевных вещей у себя на компьютере, используйте для них отдельную флешку (еще лучше, если информация на ней будет зашифрована). Ее в отличии от жесткого диска, который еще надо достать из системного блока, легко спрятать, выкинуть или же уничтожить. В-пятых, перед тем как осуществлять какие-либо действия, проверьте, под какие статьи КОАП и УК данные действия могут попасть и заранее продумайте, что говорить полицаям, если вы попадетесь (всегда помните, что вы вообще можете не отвечать на их вопросы, ссылаясь на соотвествующую статью конституции). И, наконец, в-шестых, желательно быть знакомым с правозащитниками в вашем регионе, чтобы в случае каких-либо неприятностей, можно было бы с ними проконсультироваться по юридическим вопросам и они могли бы помочь организовать вашу защиту (еще лучше иметь знакомых адвокатов:)). Разумеется, это далеко не полный список советов, поэтому я крайне советую ознакомится с брошюрами и другими материалами на эту тему.

Шестое. Анархизм - это революционная теория, нацеленная на пробуждение большинства людей, а не какая-то элитарная идеология для внутреннего потребления в узком круге лиц, поэтому анархистам крайне необходимо участвовать в социальных конфликтах, таких, например, как борьба рабочих за улучшение условий труда, борьба против выселения людей из общежитий, борьба против застройки дворов, вырубки парков и лесов, борьба против строительства экологически вредных объектов и т.п. Анархистам крайне необходимо научиться находить общий язык с простыми неангажированными людьми и научиться убеждать их в необходимости самостоятельной борьбы без помощи политиков и буржуев, а также в необходимости вести эту борьбу при помощи прямого действия, а не сбора подписей, писем с жалобами и заявлений во всевозможные государственные инстанции. При этом нужно четко понимать, что пока абсолютное большинство участников этих конфликтов не готово будет вас поддержать полностью, а уж тем более проникнуться идеями анархизма, но на данный момент наша главная задача это приобретение опыта участия в подобных делах, так как у большинства анархистов его просто-напросто нет. Без этого опыта ни один анархист не сможет понять каким же образом убедить большинство простых людей в верности наших идей и необходимости борьбы за другое общество.

Седьмое. В нашей борьбе главное не эффектность, а эффективность. Флаги, речёвки, крутые шествия не меняют положения вещей. Более того непродуманные публичные действия могут привести к засветке вас и ваших товарищей. Задача же анархистов состоит в том, чтобы о нас как можно больше знали простые люди (при чем наша известность была в положительном ключе), и как можно меньше всякие полицаи. Понятно, что невозможно быть незамеченными, достигнув серьезных успехов, но смысла светить себя на мероприятиях, никоим образом не ведущих к этому успеху, нет. Так очень большая проблема заключается в том, что многие анархисты любят устраивать санкционированные пикеты и митинги, и благо бы их посещали тысячи людей или хотя-бы сотни, а так получается что на этих мероприятиях больше мусоров, чем «митингующих». В итоге засвечиваются организаторы мероприятия, так как они обязаны включить в заявку свои ФИО, адреса жительства и телефоны, а также часто мусора переписывают часть (или всех) людей, пришедших на мероприятие. Понятно, что вы можете отказываться называть себя, но полицейские всегда могут нарушить закон и доставить вас в свое логово, где они уже точно смогут выяснить, кто вы такой. Возможно данная ситуация не так страшна для Москвы и Питера, так как там достаточно много анархистов и «переписать» их всех очень трудно, но для регионов это крайне провальная ситуация, так как после вашей засветки вам, во-первых, придется тратить уйму времени на общение с мусорами, так как они будут пытаться вам звонить, приезжать к вам на учебу, на работу и т.д., а, во-вторых, самое главное - при желании и при наличии повода (например заведения уголовного дела за какое либо прямое действие), вашу группу могут легко развалить, посадив самых активных и способных товарищей. Поэтому желательно участвовать только в тех публичных мероприятиях, где вы сможете агитировать не друг друга, а простых людей, например, на митинге, организованном инициативной группой против вырубки парка, или на собрании такой группы, и ни в коем случае, если подобное мероприятие организуется вами, не санкционировать его. Если таковой возможности долго не представляется - ничего страшного. Поиск новых людей через социальные сети и знакомых, дискуссионные клубы и кино-клубы, спортивные и другие тренировки ничуть не менее важные действия. Для того чтобы эффективно проводить внешние акции, необходимо для начала провести огромную внутреннюю работу и научиться самим очень многому (а так же найти как можно больше адекватных людей, готовых присоединится к вашему коллективу). Так, без хороших ораторов вы не сможете убедить людей использовать в борьбе именно прямое действие, а без физически крепких товарищей - противостоять ЧОПовцам, охраняющим место вырубки парка. На мой взгляд лучше поучаствовать в год всего лишь в одном социальном конфликте, но сделать это как следует, чем каждую неделю проводить пикеты по 5 человек. В конечном итоге, я советую всегда соизмерять риск от действия и выгоду, которую вы сможете от него получить, и, если риск будет намного больше выгоды - не совершать таких действий.

Сегодня, просто идя по улице, можно заменить множество представителей различных субкультур. У всех их есть какие-то отличительные внешние знаки, и все они придерживаются определенных принципов и взглядов. Чем же отличаются от всех анархисты и, вообще, кто такой анархист и каково значение этого слова?

Анархисты – те люди, которые придерживаются свободного мышления, включающего в себя такие нормы и теории, которые выступают против проявления любого вида принудительного государственного управления. Грубо говоря, если вкратце ответить, кто такой анархист, то это человек, выступающий за полную свободу мыслей и действий (но в рамках лично установленного порядка).

Анархисты против любой эксплуатации человека, которая предполагается при любом действующем государственном строе. В то же время вместо существующего строя предполагается установление сотрудничества индивидуумов. Основой любого такого сотрудничества есть следующие принципы: личная заинтересованность, взаимопомощь, добровольное согласие, ответственность.

Чем занимаются анархисты?

Деятельность анархистом можно проклассифицировать как активную и пассивную. Пассивная состоит в том, что человек просто придерживается принципов анархизма, читает соответствующую литературу, ходит на собрания, где обсуждаются последние политические события.

Активная деятельность же направлена на изменение существующего порядка. Анархисты выпускают специальные буклеты для агитации новых членов в свое сообщество, пытаются заниматься политической деятельностью, решают проблемы местного характера.

Как стать анархистом?

Вникать в любое движение стоит с подробного изучения его сути – только в этом случае вы сможете понять полный смысл идей и принципов, заложенных в него. Начните читать соответствующую литературу. Начать можно с Кропоткина и Бакунина.

Далее займитесь поиском уже существующих движений анархистов. Если таковые есть, то примкните к ним, а если отсутствуют, то создайте свое. Стоит отметить, что в сегодняшнее время популярности социальных сетей создание новой группы по интересам не составляет ничего сложного.

Потом уже придется самостоятельно решить в каком направлении двигаться. Есть несколько вариантов развития: просто расширять список участников движения, поддерживающих принципы анархизма; пытаться добиться политического влияния.

Известные анархисты

К знаменитым анархистам первым делом относят, как ни странно Нестора Махно, который активно боролся как с белыми, так и с красными в двадцатые годы 20 века.

Если взглянуть глубже в историю, то к первым анархистом считают Диогена Синопского. Он всячески презирал любое проявление власти и то же время считал, что всем можно управлять одной лишь добродетелью.

Главным теоретиком мирового анархического движения считается М. Бакунин, который в 19 веке сумел не только создать единое мировоззрение во многих странах Европы, но и сформировать полностью автономные организации.

Также известным теоретиком данного движения был Петр Кропоткин. Он выступал за создание вольных коммун без участия любого проявления власти. Управляться такие коммуны должны были бы всеми людьми на основе принципов добра, мудрости и веры.

Важно сказать, что активно начинают задаваться вопросом, кто такие анархисты и что они делают, во времена, когда давление государственного режима становится уже непосильным для обычного человека. Люди полностью перестают верить в институт власти и ищут выход в других, более оптимальных, для себя направлениях управления государством.

«Мама-анархия, папа – стакан портвейна», - до сих пор слышится в наших дворах незатейливая песня, в очередной раз доказывая, что Цой таки жив. При слове «анархист » многим наверняка представится волосатый панк с булавками и кучей пирсинга во всех местах. При этом ассоциировать панков и анархистов вполне уместно, ведь каждый панк считает себя анархистом. Однако не каждый анархист является панком. Чтобы выяснить, откуда взялся анархизм и стоит ли считать анархистов отдельной субкультурой, нужно обратиться к истории идейного течения.
Что представляет собой анархизм? Во-первых, это политическая философия, которая отрицает любое принудительное управление человека человеком. Анархия отрицает все формы власти и утверждает, что человек должен жить свободно, без законов и вышестоящих инстанций, руководствуясь только собственным здравым рассудком и совестью. В теории анархизма есть семь базовых принципов, без которых анархизм – не анархизм. Еще в анархизме есть великое множество течений и направлений, о которых вряд ли стоит здесь упоминать. Больше всего меня, если честно, порадовал анархо-феминизм. Но движемся дальше.

Многие наверняка слышали фамилии Кропоткина, Бакунина, ну и, конечно же, Нестора Махно. Всё это – знаменитые идеологии русского анархизма рубежа XIX-XX веков. Анархистские силы внесли немалый вклад в русскую революцию 1917-1926 годов, но большинству современных поклонников анархизма известен только лозунг «Анархия – мать порядка». На этом, как правило, познания юных анархистов заканчиваются.
Почему анархизм дожил до наших дней, а анархисты отпочковались в более-менее самостоятельную субкультуру? На мой взгляд, такое положение сложилось благодаря привлекательности идеи безвластия, на которой основывается весь анархизм. Этого, как правило, достаточно, чтобы юный неформал приобрел значок с буквой «А» в кружочке и стал считать себя анархистом. Некоторые идут дальше и вешают над кроватью постер с изображением батьки Махно. Если пойти еще дальше, то, покопавшись в интернете, можно найти сообщества анархистов, анархистские веб-издания и выйти на сообщество анархистов в своем городе. Это не обязательно будет кружок по интересам, организованный местными панками , а вполне таки политически грамотная (или считающая себя таковой) общность, претендующая на звание организации или даже партии. И тут индивид, ищущий анархизма, попадает в сложную и запутанную ситуацию.
Хотя почему запутанную? Многие выбирают путь наименьшего сопротивления, и считают, что любовь к панку и рваные джинсы автоматический превращают в анархиста. Но есть же еще другие, более социально активные анархисты , которые жаждут нести идею в массы. Некоторые из них весьма презрительно относятся к панкам, так как панк несет в себе разрушение и негатив. Такие идейные анархисты действительно читали Кропоткина и знают, кто такой Прудон. Они любят дискутировать на тему революции и анархизма в уютных жэжэшечках и цитировать классиков.
Но такие комнатные анархисты в меньшинстве, перед радикально настроенным большинством. Именно это большинство выходит на митинги, бросается зажигательными смесями в полицейских и призывает свергнуть государственный строй. Часто анархистов можно заметить на антиглобалистких или наоборот, митингах в поддержку глобализации (взгляды на глобализацию у анархистов встречаются диаметрально противоположные). Внутри такого анархистско-экстремистского большинства прям таки бурлят страсти. Часть из них, с учетом их внешнего вида можно смело причислить либо к антифашистам , либо к наци-скинхедам , и это не будет грубой ошибкой, потому как в анархистской среде имеют место быть и анархо-фашисты, и красные анархисты.

Весь этот анархистский винегрет в большей степени является социально-политическим движением, нежели субкультурой (если рассматривать анархистов отдельно от панков). Однако общие черты у поклонников анархизма всё же имеются. Во-первых, это рок-музыка. В основном, панк, грандж, хардкор, индастриал и некоторые разновидности металла. Во-вторых, одежда, в которой преобладает черный цвет и которая изобилует металлическими деталями. Насчет причесок сказать трудно. Есть и вполне длинноволосые представители, но если, к примеру, анархо-фашист, то тут вариантов прически немного…
А посему получается, что элементы крупного политико-философского мировоззрения со временем переплелись с другими идейными течениями и направлениями, образовав великое множество синтетических течений и направлений, сторонники или противники которых разбрелись по разным углам, потихоньку воюя меж собой. И только панки помнят три заветных аккорда, под которые из мощных глоток неизменно вырывается: «Мама – анархия, папа – стакан портвейна…».