Монументальное искусство, род искусств пластических. Волошин максимилиан александрович Примеры монументального искусства в разных стилях

Монументальное искусство - род изобразительного искусства, воплощающего большие общественные идеи, рассчитанного на массовое восприятие и существующего в синтезе с архитектурой, в архитектурном ансамбле. К монументальному искусству относятся скульптурные монументы и памятники историческим событиям и лицам, мемориальные ансамбли, посвященные эпохальным явлениям в жизни народа (например, победе над фашизмом в Великой Отечественной войне), скульптурные и живописные изображения, включенные в архитектурное сооружение. В отличие от станкового искусства произведения монументального искусства предназначены не для музеев, выставок и частных жилищ, а воздвигаются на площадях, улицах, в парках, являются органичной частью общественных зданий. Этим произведениям свойственна подчеркнутая активность воздействия на массы, они непрерывно живут на людях и среди людей. Монументальное искусство как бы сопровождает общественные процессы, для которых предназначена архитектура, своеобразно «аккомпанирует» им.

Синтез с архитектурой накладывает отпечаток на содержание и форму монументального искусства. Для него типичны возвышенный строй чувств, гражданский пафос, героика и символика. Включенность в архитектуру обусловливает большие размеры изображения, особенности его конфигурации и членений. Необходимость рассмотрения издали или в определенном ракурсе диктует в ряде случаев характер пропорций, подчеркнутость контура

и силуэта, насыщенность цвета, лаконизм выразительных средств.

Следует различать понятия «монументальное искусство» и «монументальность в искусстве». Монументальность - это масштабность, значительность, величественность, образов, имеющих большое идейное содержание. Она родственна эстетической категории возвышенного и может проявляться не только в монументальном искусстве, но и в других разновидностях изобразительного искусства, равно как и в произведениях других искусств (литературы, музыки, театра и т. д.). В свою очередь произведения монументального искусства в некоторых случаях могут не обладать качеством монументальности, а иметь лирический или жанрово-бытовой характер.

Понятию монументального искусства родственно понятие декоративного искусства. Однако в последнем на первый план выступает задача украшения архитектуры или подчеркивания цветом, рисунком, декором ее функционально-конструктивных особенностей, тогда как произведения монументального искусства не только украшают, но и имеют относительно самостоятельное идейно-познавательное значение. Вместе с тем между этими родами искусства нет резкой грани. Поэтому принято говорить также о монументально-декоративном или декоративно-монументальном искусстве.

Разновидности монументального искусства определяются ролью и местом того или иного произведения в архитектурном ансамбле (скульптура на фасаде или в интерьере здания, роспись на стене или на потолке и т. д.), а также материалом и техникой, в которых оно выполнено (фреска, мозаика, витраж, сграффито и т. п.), т. е. теми факторами, которые делают это произведение предметной реальностью, частью окружающей среды.

Монументальное искусство получило широкое развитие в Древнем Египте и в Древней Греции. Выдающиеся его образцы дает византийское (мозаики Равенны) и древнерусское искусство (фрески Киева, Новгорода, Пскова, Владимира, Москвы). Подлинный расцвет монументального искусства наступил в эпоху Возрождения (росписи Микеланджело в Сикстинской капелле, фрески Рафаэля в Ватиканском дворце, настенная живопись Веро- незе, скульптурные монументы Донателло, Верроккьо, Микеланджело и др.).

Синтез пластических искусств, включающий монументальное искусство, характерен для стилей барокко, рококо, классицизм, для русской художественной культуры второй половины XVIII - начала XIX в. В условиях капитание городов, сооружения большого общественного значения, художественное оформление станций метрополитена, каналов, выставок и т. п.). Выдающийся вклад в его развитие внесли скульпторы И. Шадр, В. Мухина, Н. Томский, М. Манизер, С. Меркуров, живописцы А. Дейнека, Е. Лансере, П. Корин, В. Фаворский и многие другие. В послевоенный период новой формой монументального искусства явились мемориальные ансамбли, посвященные героике Великой Отечественной войны (наиболее значительные из них созданы при участии архитекторов скульпторами Е. Вучетичем в Волгограде, А. Кибальниковым в Бресте, М. Аникушиным в Ленинграде, В. Цигалем в Новороссийске и др.). Монументальное искусство все полнее входит в жизнь, становится неотъемлемым компонентом формирования эстетического облика сел, поселков, городов, создания целостной эстетической среды. Выдающиеся произведения современного монументального искусства созданы скульпторами Л. Кербелем, В. Бородаем, Г. Йокубонисом, О. Комовым, живописцами А. Мыльниковым, И. Богдеско, В. Замковым, О. Филатчевым и другими.

Со временем, особенно со второй половины XVII в., название «Оружейная палата» уже не отражало всей ее разнообразной деятельности как своеобразного центра художественной жизни государства. В ней работали лучшие русские и приглашенные западные мастера. С начала 1640-х гг. в ведение Оружейной палаты после упразднения Иконного приказа переходят царские иконописцы. В 1700 г. в Оружейную влились так называемые Золотая и Серебряная палаты. С этого момента сюда на хранение передаются ювелирные изделия и драгоценная посуда.

В начале XVIII в. производственная деятельность кремлевских мастерских постепенно сокращается, большая часть мастеров переводится в новую столицу - Петербург, и Оружейная палата почти совсем теряет свое значение мастерской, становясь в основном хранилищем памятников искусства и старины, прообразом будущего музея.

Окончательное объединение многих кремлевских хранилищ и мастерских завершается в 1727 г., когда основные из них слились воедино и стали называться «Мастерская и Оружейная палата». Так в Московском Кремле образовалось единое хранилище государственных ценностей. В начале XIX в. это хранилище было преобразовано в первый московский музей. Нынешнее здание музея выстроено в 1851 г. по проекту архитектора К. Тона.

Описать все богатства, хранящиеся и экспонируемые в Оружейной палате, практически невозможно. Выделим лишь основные коллекции мирового значения.

Прежде всего это знаменитое собрание боевых доспехов и холодного и огнестрельного оружия русской и иностранной работы, совершенных по техническому и художественному исполнению. Многие изделия украшены чеканкой, чернью, золотой и серебряной насечкой, резьбой, инкрустированы перламутром и костью. Среди образцов древнего вооружения особенно интересны шлем князя Ярослава (конец XII - начало XIII в.), рогатина XV в., принадлежавшая тверскому князю Борису Александровичу, сабли героев освободительной войны 1612 г. Минина и Пожарского, шлем 1621 г., созданный одним из прославленных мастеров бронного дела - Никитой Давыдовым, проработавшим в Оружейной палате пятьдесят лет.

Самыми древними памятниками, хранимыми в музее, являются серебряные изделия и мелкая пластика Византии V-XV вв.

Бесценна богатейшая коллекция русских золотых и серебряных изделий XII-XVII вв.

Овладев сложнейшими способами обработки и украшения металла, златосеребряники умело использовали в своих произведениях искусство чеканки, черни, гравировки, цветной эмали, вкрапления драгоценных камней. Наряду с произведениями московских мастеров в Оружейной палате хранятся изделия крупнейших местных художественных центров России XVII в. - Ярославля, Сольвычегодска, Новгорода, а собрание русских золотых и серебряных изделий XVIII-XIX вв. представлено прекрасными произведениями, созданными мастерами Москвы, Петербурга, Великого Устюга, Вологды и других городов.

Среди работ древнерусских златосеребряников привлекают внимание потир XII в. Юрия Долгорукого, уникальные золотые украшения из знаменитого «Рязанского клада» XII в. с перегородчатой эмалью и драгоценными камнями, кадило 1598 г. царицы Ирины Годуновой - лучший образец черневого искусства XVI столетия.

Богатейшая в мире коллекция западноевропейского художественного серебра XIV- XIX вв. включает изделия из Англии, Швеции, Германии, Франции, Дании, Голландии. Произведения из знаменитых немецких центров серебряного дела XV-XVII вв. - Нюрнберга, Аугсбурга, Гамбурга исполнены в стилях готики и Возрождения.

Оружейная палата обладает огромным собранием русских, восточных и западноевропейских драгоценных тканей XIV-XVIII вв.- атласа, шелка, аксамита, бархата. Они вытканы золотом, искусно расшиты различными нитями и жемчугом. Ткани эти представлены в светских одеждах и облачениях высшего духовенства.

Древние государственные регалии - еще один из интереснейших разделов музея. Троны, венцы, скипетры, державы должны были демонстрировать богатство и значимость могущественного государства. Изготовление этих вещей обычно поручалось лучшим мастерам, создававшим неповторимые произведения искусства. В этой коллекции находится знаменитая Шапка Мономаха (XIII-XIV вв.).

Большую группу экспонатов составляют предметы парадного конского убранства - седла, стремена, паперсти и пр., а также экипажи русской и иностранной работы XVI-XVIII вв.

Кроме основных, перечисленных здесь коллекций музей хранит собрания древнерусских книг, знамен, орденов и медалей, гобеленов, часов, табакерок, изделий из стекла, фарфора, поделочных камней, янтаря, кокосового ореха и пр.

Огромный, монолитный пятиглавый Успенский собор - одно из старейших зданий Кремля. Он построен в 1475-1479 гг. архитектором Аристотелем Фьораванти. Интерьер собора напоминает дворцовый зал, просторный и светлый, с круглыми колоннами, поддерживающими легкие паруса сводов. Снаружи собор смотрится «яко един камень», поражает величием и строгой простотой (его прообразом государства. Здесь проходили важнейшие государственные церемонии: венчание на царство, бракосочетание коронованных особ, избрание глав русской церкви, здесь служили торжественные молебны перед началом походов и в честь побед русских войск.

Древнейшим памятником Успенского собора является икона «Георгий-воин» XII в., привезенная из Новгорода.

Около западного, главного входа в Успенский собор находится небольшая одноглавая церковь Ризположения, построенная псковскими мастерами в 1485 г. Ее внутреннее убранство относится к XVII в. Иконостас выполнен в 1627 г. В создании его принимал участие эдин из лучших иконописцев того времени - Назарий Истомин Савин. В этом музее представлена коллекция древнерусской скульптуры XV-XVII вв.

Благовещенский собор Кремля также сооружен псковскими мастерами в 1484-1489 гг. Тогда это было трехглавое здание, с трех сторон окруженное галереями. Свой нынешний нарядный, девятиглавый облик собор приобрел в XVI в. Собор был домовой церковью правителей Московского государства. Некогда в его подклетах хранилась великокняжеская

казна. Росписи собора были сделаны в 1508 г. сыном знаменитого художника Дионисия - Феодосием «с братией». Интересен подбор образов святых на столпах собора: среди них есть византийский император Константин, киевские великие князья Владимир Святославович, Владимир Мономах, великий князь владимирский Александр Невский и, наконец, московские князья Иван Калита, Дмитрий Донской и другие. В этих условных портретных изображениях заключена идея преемственности княжеской власти, служившая укреплению авторитета московского князя.

Иконостас собора украшают произведения знаменитых русских художников рубежа XIV-XV вв. - Андрея Рублева, Феофана Грека, Прохора с Городца.

Напротив Благовещенского собора стоит Архангельский собор, построенный зодчим Алевизом Новым в 1505-1508 гг. Во

внешнем декоре Архангельского собора много элементов, характерных для итальянской дворцовой архитектуры XV столетия, но в целом сооружение сохраняет схему древнерусского храма. Архангельский собор, как и все соборы Кремля, построен на месте более древней церкви того же названия. Собор служил усыпальницей всех московских правителей до времени перенесения столицы в Петербург. Посетители могут увидеть здесь гробницы Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Грозного.

Значительный исторический интерес представляют фрески собора, написанные в середине XVII в. Ведущими художниками при выполнении этих работ были Симон Ушаков и Степан Резанец. Первый ярус фресок - это условные портреты реальных исторических лиц, захороненных в этом княжеском некрополе. Одна из центральных тем росписей - батальные сцены, ассоциировавшиеся с темой защиты отечества. Так, например, композиция «Гедеон, побеждающий мадиамитян» находит прямую аналогию с темой борьбы Руси против Золотой Орды.

Самым интересным памятником живописи в соборе является икона «Архангел Михаил» со сценами деяний (архангел Михаил считался небесным покровителем русского воинства), написанная в конце XIV - начале XV в.

Все произведения, находящиеся в Государственных музеях Московского Кремля, тщательно хранятся, изучаются, реставрируются.

Сейчас Государственные музеи Московского Кремля - крупный научный центр, хранящий огромные исторические и художественные ценности, многие десятки тысяч предметов. Замечательные творения прошлого живут как бы второй жизнью, являя собой живую связь времен и талант народа-созидателя. Они раскрывают перед нами все новые страницы истории страны, истории культуры.

Монументальное искусство - одно из пластических пространственных изобразительных и неизобразительных искусств. Данный род их включает произведения большого формата, создаваемые в согласовании с архитектурной или естественной природной средой, композиционным единением и взаимодействием с которыми они сами приобретают идейно-образную завершённость, и сообщают таковую же окружению. Произведения монументального искусства создаются мастерами разных творческих профессий и в разных техниках. К монументальному искусству относятся памятники и мемориальные скульптурные композиции, живописные и мозаичные панно, декоративное убранство зданий, витражи, а также произведения выполненные в иных техниках, в том числе и многих новых технологических формаций.

Монументальностью искусствознание, эстетика и философия вообще именуют то свойство художественного образа, которое по своим характеристикам родственно категории «возвышенное». Словарь Владимира Даля даёт такое определение слову монументальный - «славный, знаменитый, пребывающий в виде памятника». Произведения, наделённые чертами монументальности, отличает идейное, общественно значимое или политическое содержание, воплощённое в масштабной, выразительной величественной (или величавой) пластической форме. Монументальность присутствует в различных видах и жанрах изобразительного искусства, однако качества её считаются непременными для произведений собственно монументального искусства, в которых она является субстратом художественности, доминантой психологического воздействия на зрителя. В то же время, не следует отождествлять понятие монументальность с самими произведениями монументального искусства, поскольку не всё созданное в номинальных пределах этого вида изобразительности и декоративности несёт в себе черты и обладает качествами подлинной монументальности. Примером тому служат созданные в разное время изваяния, композиции и сооружения, обладающие чертами гигантомании, но не несущие в себе заряда истинного монументализма и даже мнимого пафоса. Случается, гипертрофия, несоответствие их размеров содержательным задачам, по тем или иным причинам заставляет воспринимать такие объекты в комическом ключе. Из чего можно сделать вывод: формат произведения является далеко не единственным определяющим фактором в соответствии воздействия монументального произведения задачам его внутренней выразительности. История искусства имеет достаточно примеров, когда мастерство и пластическая целостность позволяют достигать впечатляющих эффектов, силы воздействия и драматизма только за счёт композиционных особенностей, созвучия форм и транслируемых мыслей, идей в произведениях далеко не самых крупных размеров («Граждане Кале» Огюста Родена немногим превышают натуру). Зачастую отсутствие монументальности сообщает произведениям эстетическая несообразность, отсутствие истинного соответствия идеалам и общественным интересам, когда творения эти воспринимаются не более как помпезные и лишённые художественных достоинств.

Произведения монументального искусства, вступая в синтез с архитектурой и пейзажем, становятся важной пластической или смысловой доминантой ансамбля и местности. Образно-тематические элементы фасадов и интерьеров, памятники или пространственные композиции традиционно посвящаются, или стилистическими своими особенностями отображают современные идейные веяния и социальные тенденции, воплощают философские концепции. Обычно произведения монументального искусства имеют своим предназначением увековечение выдающихся деятелей, значительных исторических событий, но тематика и стилистическая направленность их напрямую связаны и с общим социальным климатом и атмосферой, преобладающей в общественной жизни. Стремление к символичному запечатлению возвышенных, общезначимых явлений и идей обуславливает и диктует величественность и значительность форм произведений, соответствующие композиционные приёмы и принципы обобщения деталировки или меру её экспрессивности. Отдельные произведения выполняют служебную роль по отношению к архитектурным сооружениям, являясь аккомпанементом, усиливают выразительность их общего строя и композиционных особенностей. Определённая функциональная зависимость ряда устоявшихся видов монументального искусства, вспомогательная их роль, выражающаяся в решении задач по декоративной организации стен, различных архитектурных элементов, фасадов и перекрытий, садово-парковых ансамблей или самого по себе ландшафта, когда предназначенные тому произведения наделяются архитектонически-орнаментальными качествами или свойствами аранжирующей эстетизации, сказывается их отнесением к монументально-декоративному искусству . Тем не менее, между этими разновидностями монументального искусства отсутствует строгая грань, отделяющая их друг от друга. Одной из основных особенностей монументального искусства, обладающего названными качествами, строгими обобщенными формами или соразмерной содержанию динамикой. является то, что они, в большинстве случаев, создаются из долговечных материалов.

Особое значение монументальное искусство приобретает в периоды глобальных социально-политических преобразований, во времена общественного подъёма, интеллектуального и культурного расцвета, находящихся в зависимости от стабильности общегосударственного развития, когда творчество призвано выражать наиболее актуальные идеи. Многочисленные примеры тому даёт как первобытное, так и пещерное ритуальное искусство (мегалитические и тотемные сооружения). Искусство Древнего мира в целом, так и наиболее выразительные образцы монументального искусства Древней Индии, Древнего Египта и Античности, произведения культурных традиций Нового Света. Изменение религиозных установок, социальные преобразования вносят свои коррективы в тенденции, живо отображающиеся в монументальном искусстве. Это хорошо демонстрирует искусствознание Средневековья и Эпохи Возрождения. В России, как и в других государствах, также наблюдалась аналогичная циклическая зависимость, которая представлена монументальными произведениями средневековья - соборы древнерусских городов, сохранившие фрески, мозаики, иконостасы и скульптурный декор, скульптура от Петровской эпохи до периода политических преобразований, начавшихся в первой четверти XX века, когда монументализм стал использоваться в идеологических и пропагандистских целях. Степень оправданности драматизма, уместность пафосной мотивации или догматической патетики, тематического «ассортимента», в конце концов, также неизбежно запечатлевается в произведениях монументального искусства.

Периоды смуты сопровождаются мелкотемьем, сказывающемся не только на тематически универсальном жанре, но и на жанре садово-парковой скульптуры , где присутствие «литературного» начала допустимо, но на пластике в строгом, стилистически выдержанном урбанистическом окружении, что разрушает органичное единство. Последнего наполнением его среды декоративными эклектичными поделками, сентиментальными сюжетами, множащимися образцами провинциального анималистического жанра, структурно близкого к мелкой пластике, сомнительного не только с точки зрения вкуса, но и по своим профессиональным качествам исполнения; закономерной реакцией на такие проявлением становится возврат к формальному традиционализму, потребность «реанимации» культурного героя и обращения к новой псевдоэпической тематике, что затруднено отсутствием признаков «социального заказа» формообразующей эпохи… Монументальное искусство по своему предназначению не может идти на поводу у вкусов публики, желая понравится ей, оно призвано воспитывать понимание гармонии и высокой красоты; в то же время художник-монументалист должен быть способен противостоять и запросам «элитарного» социального меньшинства. Бессодержательный «декоративизм» и невнятные, неубедительные в любом отношении образцы фигуративного искусства кроме уныния ничего в любую среду не привносят. Здесь очень показателен пример модерна, стиля, которому и формально и идейно опытом противопоказано присутствие в монументальном искусстве (разве что - в некоторых случаях сугубо «модерновой» общей композиции), а сейчас - как стилистическая акцентуация в пределах концепции специального проекта или «сценарной», реконструктивной целесообразности. Промежуточные периоды исканий стиля - периоды эклектики и реконструктивных же псевдо- и ложноклассических, «псевдоготических», «псевдорусских», помпезных «бюргерских» и купеческих «узорчатых». Отсутствие строгой детерминации и, как следствие того, категорического размежевания монументального и монументально-декоративного искусства находится в прямой зависимости от очевидного взаимного влияния и взаимопроникновения их.

В то же время существует, например, достаточно продуктивные направления монументального кинетического искусства, произведения которого уместны в равной степени и в ландшафте, и в среде современной архитектуры, когда оправдано отступление от статуарных запросов ансамбля старого города, заставляющего художника руководствоваться не только тактом и вдумчивым отношением к правомочности инсталляции в существующем композиционно завершённом пространстве, но и подчиняться сформированной им объёмной константе. Но композиции разной меры условного искусства, наделённые действительными признаками пластической содержательности и убедительности, получают, а то и завоёвывают, право на существование практически в любом ансамбле. Активно входить и даже вторгаться в среду любого реализованного и завершённого во времени, исчерпанного в своём развитии стиля, может даже продукт контркультуры, и даже в виде антитезы, но только если это действительно произведение, и действительно - монументального искусства. Искусство предвосхищает смену эпох.

Выработанные веками требования монументального искусства предъявляются к общим пластическим характеристикам в гармонии с содержательной составляющей. Критерии осознания ретроспективной оценки объекта во всех аспектах обязывают не только следовать адекватному пониманию будущности произведения, но и находить эквивалентные жизнестойкие формы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие монументально-декоративного искусства как области искусства, включающей художественные произведения для украшения архитектурных сооружений и комплексов. Самобытность скульптуры, живописи, техники создания фресок и керамики Древнего Египта.

    презентация , добавлен 22.02.2016

    Особенности монументального искусства, его значение в различные периоды, история развития. Техника создания витражей в XIX-XX вв. Фресковая живопись в России и Европе. Использование мозаики в оформлении древних и средневековых архитектурных сооружений.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2011

    Истоки формирования Византийской культуры. Символизм, аскетизм и догматизм искусства. Типы храмовых сооружений: базилика, крестово-купольный храм. Памятники византийской архитектуры, христианская эстетика. Монументальная живопись: мозаика, фреска.

    презентация , добавлен 13.03.2016

    Главные направления и особенности изобразительного искусства эпохи Великой Французской революции. Искусство революционного классицизма, насыщенное антифеодальными идеями. Архитектура и скульптура. Декоративное оформление революционных празднеств.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2013

    Технологии выполнения оформления интерьера учебного кабинета. Материалы и инструменты для настенной росписи. Организация рабочего места. Техника безопасности при выполнении оформительских работ. Вклад росписи стен в современное монументальное искусство.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2016

    Живопись как вид искусства. Основные направления и приемы современного искусства. Авангардизм, реализм, сюрреализм, ассамбляж, минимализм, абстрагирование, инсталляция. Скульптура и архитектура. Систематизация современных художественных направлений.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2012

    Живопись как вид искусства. Вид изобразительного искусства - графика. Древний вид искусства - скульптура. Архитектура - искусство проектировать и строить. Основные направления и приемы современного искусства. Кинетическое и авангардистское искусство.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2007

    Османская художественная культура в мастерских имперского дворца в Стамбуле. Развитие искусства создания книги, раскрашивания иллюстраций, переплетного дела, миниатюры, декоративного искусства. Достижения каллиграфии, ее значение в исламском мире.

    Мы живем в современном мире, который подразумевает развитие информационных технологий, науки и техники. Но наряду с ориентацией на материальные ценности людей, и воздвижение новых футуристических зданий, существует и величественные архитектурные сооружения былых эпох, и важность их сохранения, как памяти об истории нашей цивилизации. Ранее мы рассмотрели такие виды искусств как лепной декор и сусальное золочение . Сегодня мы поговорим о не менее важном элементе реставрации - монументальная живопись.

    Монументальная живопись как вид искусства.

    Монументальная живопись является разновидностью монументального искусства. На сегодняшний день она неразрывно связана с архитектурой. Понятие монументальная происходит от латинского слова «монумент», что обозначает «хранящий память», «напоминающий». Монументальной живописью расписывают стены, полы, потолки, своды, окна и т. д. Она может являться либо доминантой архитектурного памятника, либо его украшением. Сама же монументальность настенной живописи определяется связью с архитектурным обликом, образующим единую художественную концепцию. Она так же является и самой древней разновидностью живописи. Об этом говорят сохранившиеся практически на всех континентах росписи в пещерах и наскальные рисунки, которые были созданы первобытными людьми. Благодаря своей долговечности и стационарности образцы монументальной живописи сохранились практически от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи. Эти памятники несут в себе большую ценность, а иногда являются единственным источником информации об особенностях культур различных исторических эпох.

    История становления и развития.

    В древние времена живопись нельзя было представить вне стен, потолков и других сооружений. Так как художники и живописцы тогда еще были не знакомы с искусством рисования на холсте. Благодаря росписи они хотели донести до своих современников и соотечественников смысл мифологических сюжетов, героических событий, религиозных сказаний.


    Эпоха Древнего Египта подарила нам первые памятники монументальной архитектуры. Ими являлись пирамиды и храмы, гробницы для фараонов, сохранившиеся до наших дней. Украшающая внутреннее пространство пирамид, монументальная живопись является важнейшим источником информации о культуре Древнего Египта, государственном и социальном устройстве, особенностях быта и ремеслах египтян.

    К сожалению, образцы монументальной живописи Древней Греции практически все утрачены. Сохранились в основном лишь мозаики, позволяющие составить общее представление о монументальной живописи греков. Одним из самых ранних древнегреческих шедевров монументальной живописи является Кносский дворец. Его фрагменты были обнаружены археологами на острове Крит. Этот древний памятник искусства является свидетельством того, насколько был разнообразен кругозор древних греков.

    В эпоху европейского средневековья монументальная живопись получила свое распространение в виде витражной техники. Также лучшими мастерами эпохи возрождения создано множество грандиозных по размаху и виртуозных по исполнению фресок.

    Большого развития монументальная живопись достигла в таких азиатских странах как: Китай, Индия, Япония. Мировоззрение и религия восточных стран отличались от европейских. Это нашло свое отражение и в монументальной живописи. Мастера Востока украшали храмы и жилые строения изображениями природы, фантастическими пейзажами.

    Современная монументальная живопись.

    В наши дни монументальные виды живописи продолжают активно использоваться при оформлении интерьеров и экстерьеров зданий. Как и раньше, современная монументальная живопись сохраняет традиции росписи стен вручную, при этом развиваются технологии, совершенствуются и осваиваются новые материалы. Еще одной тенденцией является освоение техник изготовления мозаик и витражей.
    Если в прошлом мастера расписывали преимущественно храмы и дворцы, то современная монументальная живопись украшает музеи, выставочные комплексы, дворцы культуры, вокзалы, отели, частные особняки, апартаменты и другие здания и сооружения.
    Это обусловлено тем, что сейчас монументальная живопись в основном является декоративным эффектом, создающим общую атмосферу в определенном архитектурном сооружении, в то время как раньше она использовалась для формирования исторического наследия.

    Сюжеты росписи чаще подбираются из назначения помещения, отдавая предпочтение реалистичности, создающей объемный эффект в интерьере и позволяющей придать соответствующее настроение архитектурному комплексу изнутри.
    Монументальная роспись может располагаться на стенах, потолках и сводах, плавно перетекая из одной плоскости в другую, образуя единый сюжет.
    В зависимости от места положения зрителя, восприятие настоящей монументальной живописи может меняться. Но ее эффект обязательно должен сохраняться или даже усиливаться. В современной монументальной живописи активно осваиваются новые материалы мозаики и витража. В росписи исключительно трудоемкая и требующая технической виртуозности фреска уступает место технике «а секко» (по сухой штукатурке), более устойчивой в атмосфере современных городов.


    Основные техники монументальной живописи.

    В зависимости от способа получения изображения, в монументальной живописи может применяться 5 основных видов техник: фреска, живопись темперой, мозаика, витраж, а секко. Рассмотрим каждую технику более подробно.


    Техника. Фреска

    Описание. Техника монументальной живописи, согласно которой, изображение создается на сырой штукатурке красками из разведенного в воде порошкового пигмента. На высохшей штукатурке известь образует кальциевую пленку, которая защищает рисунок и делает фреску долговечной.

    __________________________________________________________________________________________________


    Техника. Живопись темпурой

    Описание. Как и в технике, фреска, изображение наносится на сырую штукатурку. Но в данном случае используются краски из растительного пигмента, разведенные в яйце или масле.

    Техника. Мозаика

    Описание. Изображение компонуется и выкладывается из разноцветных кусочков смальты (непрозрачного стекла), камня, керамических плиток и других материалов. Крепится преимущественно на плоской поверхности. Большой популярностью пользовалась в советское время: для
    украшения станций метро, ДК

    ______________________________________________________________________________________________________



    Техника. Витраж

    Описание. Техника монументальной живописи, предназначенная для размещения на стеклах и окнах помещения. Изображение состоит из кусочков разноцветного стекла, соединенных свинцовыми спайками. Готовый рисунок помещается в оконный проем. Раньше эта техника использовалась в убранстве средневековых готических соборов. В настоящее время пользуется популятностью в украшении интерьеров

    ________________________________________________________________________________________________________


    Техника.
    А се́кко

    Описание. Настенная живопись, выполняемая, в отличие от фрески, по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Краски для данной техники растирают на растительном клее, яйце. Главное преимущество перед фреской заключается в темпе, позволяющем расписывать за рабочий день большую площадь поверхности, чем при фреске. Но при этом данная техника не является столь долговечной.

    _____________________________________________________________________________________________________

    Эпилог

    Монументальная живопись прошла долгий путь становления, развиваясь и совершенствуясь вместе с человечеством на протяжении нескольких тысяч лет. Это искусство будет жить до тех пор, пока в людях сохраняется чувство прекрасного и потребность украшать все, в чем мы взаимодействуем в процессе нашей жизни. Монументальная живопись, несомненно, является очень важной исторической ценностью. Благодаря ее долговечности, разные поколения людей и народов многое могут узнать о жизнедеятельности своих предков, об истории исчезнувших цивилизаций, о религиозной культуре и многих других исторических фактах. Поэтому важно сохранять объекты этого искусства, постоянно их реставрировать. Компания «Меандр» располагает квалифицированными специалистами и художниками для реставрации монументальной живописи. Мы может выполнить работы любой сложности, включая живописные работы.


    Реставрация живописи. Большая церквовь Зимнего Дворца и Золотая гостиная. Аничков Дворец. Выполнено компанией "Меандр"

    Монументальное искусство

    Род искусств пластических; включает произведения, создаваемые для архитектурной (реже - природной) среды, во взаимодействии с которой они приобретают окончательную идейно-образную завершённость. К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурное, живописное, мозаичное убранство зданий, витражи и т. д. (некоторые исследователи относят к монументальному искусству также произведения архитектуры). Выступая в синтезе с архитектурой (см. Синтез искусств), произведения монументального искусства являются важной пластической или смысловой доминантой ансамбля. Изобразительно- тематические композиции на фасаде и в интерьере, памятники на площади обычно посвящены воплощению наиболее общих философских и социальных идей времени, служат увековечению памяти выдающихся деятелей или значительных событий. Стремление к выражению возвышенных, общезначимых идей диктует величавость, значительность форм произведений монументального искусства (см. Монументальность). Некоторые произведения монументального искусства играют в архитектуре роль аккомпанемента, усиливая эстетическую выразительность её форм. Функции декоративной организации стен, перекрытий, фасадов и пр. придают этому виду монументального искусства архитектонически-орнаментальные качества, близкие декоративному искусству, поэтому его часто именуют монументально- декоративным искусством. Однако резкой грани между этими двумя разновидностями монументального искусства не существует.

    Произведения монументального искусства отличаются величием и значительностью идейного содержания, имеют, как правило, строгие обобщенные формы и обычно создаются из долговечных материалов. Их назначение подчинено большим общественным и государственным задачам и возникает из необходимости пропаганды и популяризации в массах значительных общественных идей. С утратой этих идей произведения монументального искусства теряют качество монументальности. В условиях классового антагонистического общества и эксплуататорского государства монументальное искусство, испытывая их прямое воздействие, используется в целях пропаганды идеологии господствующих классов. Роль монументального искусства особенно возрастает в периоды общественного подъёма и расцвета искусства, когда оно выражает передовые демократические и гуманистические идеи (скульптурное убранство Парфенона в Афинах, фрески Рафаэля, Микеланджело и др. в эпоху Возрождения в Италии, скульптурные работы И. П. Мартоса и др. в России первой четверти XIX в., произведения мексиканских монументалистов XX в.).

    Монументальное искусство в социалистическом обществе призвано участвовать в активном преобразовании действительности; освободившись от необходимости служить интересам эксплуататорских классов, оно полностью раскрывает свои демократические начала, расширяет сферу своего действия до масштабов целых городов и крупнейших общественных комплексов. Ещё в 1918 начал осуществляться ленинский план монументальной пропаганды. Высокими идейно-художественными качествами отличаются монумент, скульптурные работы Н. А. Андреева, В. И. Мухиной, М. Г. Манизера, живопись В. А. Фаворского, П. Д. Корина, А. А. Дейнеки и др. В 1960-80-е гг. монументальное искусство становится неотъемлемой частью мемориальных сооружений и комплексов (мемориальный ансамбль в Волгограде, скульптор Е. В. Вучетич и др.; комплекс "Зелёный пояс Славы" под Ленинградом), крупных общественных сооружений (Кремлёвский дворец съездов в Москве). В социалистическом обществе созданы предпосылки для того, чтобы монументальное искусство стало одним из важнейших компонентов идейно насыщенной, художественно организованной среды для трудовой и общественной жизни человека. Литература: В. П. Толстой, Монументальное искусство СССР. Альбом, М., 1978; его же, У истоков советского монументального искусства. 1917-1923, М., 1983; С. С. Валериус, Монументальная живопись. Современные проблемы, М., 1979; И. Н. Воейкова, Монументалисты Советской России, Л., 1982.

    (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

    • - специализированный книжный магазин № 3. С 1957 на Невском проспекте, 16. Торгует книгами по искусству и изопродукцией, имеет также отделы справочно-библиографический и «Книга - почтой»...

      Санкт-Петербург (энциклопедия)

    • - особая форма общественного сознания, связанная с эстетическим отражением человеком действительности. - это специфическая деятельность по созданию художественных произведений...

      Экология человека. Понятийно-терминологический словарь

    • - первые памятники искусства, обнаруженные на территории России - фигурки людей и животных из глины, дерева и рога, различные образцы гравировки на кости и камне, - восходят к верхнему палеолиту...

      Русская энциклопедия

    • - . Согласно античным воззрениям, получившим наиболее ясное выражение у Аристотеля, И. «появляется. . . тогда, когда на основе приобретенных на опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы. . .»...

      Словарь античности

    • Литературная энциклопедия

    • - ИСКУССТВО. Корень слова искус - опыт, проба, попытка, испытание, узнание; искусный - дошедший до уменья или познания многим опытом...

      Словарь литературных терминов

    • - особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, органически сочетающая художественное познание жизни и творчество по законам красоты...

      Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    • - «Иску́сство», ежемесячный иллюстрированный журнал, орган Министерства культуры СССР, СХ СССР и АХ СССР. Издается в Москве с 1933 ...

      Художественная энциклопедия

    • - ежемесячный иллюстри- рованный журнал, орган Министерства культуры СССР, СХ СССР и АХ СССР. Издается в Москве с 1933 ...

      Художественная энциклопедия

    • - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения. Эстетич...

      Энциклопедия культурологии

    • - род изобразительного искусства, произведения которого отличаются значительным идейным содержанием, обобщенностью форм, крупным масштабом...

      Энциклопедия культурологии

    • - см. Ремесло см. Чародейство, чародеи, волхвы, тайноведцы...

      Библейская энциклопедия Брокгауза

    • - род искусств пластических...

      Большая Советская энциклопедия

    • - род изобразительных искусств, произведения которого создаются, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом...

      Современная энциклопедия

    • - сокращенное обозначение всей совокупности видов изобразительного искусства...
    • - род изобразительных искусств, произведения которого, создающиеся, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью идейного содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом...

      Большой энциклопедический словарь

    "Монументальное искусство" в книгах

    МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ РОССИИ. НАРОДЫ СТРАНЫ В ГОД ЕЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

    Из книги Этнографическое описание народов России автора Паули Густав-Теодор

    МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ РОССИИ. НАРОДЫ СТРАНЫ В ГОД ЕЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ В итоге многолетних научных экспедиций, путешествий, сбора вещественных, письменных и изобразительных материалов российская наука к концу XVIII века накопила большой запас этнографических сведений.

    1. Введение. Византийское искусство и его влияние на искусство Венеции и Нижней Италии

    Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

    1. Введение. Византийское искусство и его влияние на искусство Венеции и Нижней Италии Из великого смешения народов, происшедшего на Западе в середине XI столетия, победительницей вышла латинская раса, и ее язык остался признанным языком римско-католической религии и

    Иероглифическое монументальное письмо

    Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3 автора Постников Михаил Михайлович

    Иероглифическое монументальное письмо Из книги Лоукотки мы узнаем, что «старейшее известное нам письмо - египетские иероглифы. Надписи этого типа встречаются с преддинастических времен… , т. е. ранее 4000 г. до н. э. , и непрерывно до первой половины III века н. э…. Тот

    Искусство подобий (мнимого художественного восстановления) и искусство действительности (действительное воскрешение)

    Из книги Сочинения автора Фёдоров Николай Фёдорович

    Искусство подобий (мнимого художественного восстановления) и искусство действительности (действительное воскрешение) (птоломеевское и коперниканское искусство)Искусство как подобие - подобие всему, что на небе и на земле, - есть воспроизведение мира в том виде, как он

    6. 2. Манжурское монументальное военное строительство в Китае

    Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

    6. 2. Манжурское монументальное военное строительство в Китае Манжуры (мангулы) видимо были первыми, кто развернул по всему Китаю монументальное строительство.«Развитие архитектуры было связано с обширным строительством, которое проводилось манжурскими правителями.

    11.4.2. МАНЖУРСКОЕ МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В КИТАЕ

    Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

    11.4.2. МАНЖУРСКОЕ МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В КИТАЕ Манжуры (мангулы) видимо были первыми, кто развернул по всему Китаю МОНУМЕНТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. «Развитие архитектуры было связано с обширным строительством, которое проводилось манжурскими правителями.

    6.2. Манжурское монументальное военное строительство в Китае

    Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

    6.2. Манжурское монументальное военное строительство в Китае Манжуры (мангулы) видимо были первыми, кто развернул по всему Китаю монументальное строительство. «Развитие архитектуры было связано с обширным строительством, которое проводилось манжурскими правителями.

    Религия и монументальное искусство

    Из книги Кыпчаки / половцы / куманы и их потомки: к проблеме этнической преемственности автора Евстигнеев Юрий Андреевич

    Религия и монументальное искусство Верования половцев те же, что и других тюркских кочевых племён, в том числе и кыпчаков. Выделяет же их особенность в культе предков, получившая развитие в установке антропоморфных каменных изваяний. Вроде ничего здесь особенного нет:

    Архитектура и монументальное искусство

    Из книги автора

    Архитектура и монументальное искусство Художественная характеристика некоторых важнейших построек Японии той эпохи перекидывает мостик к истории искусств - к архитектуре (см. [Денике, 1935, с. 57–59; Ито и др., 1965, с. 24–25; Иофан, 1974, с. 113–149]). Рождение японской архитектуры как

    Монументальное искусство

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

    Из книги Итоги № 48 (2011) автора Итоги Журнал

    Слишком Гага, чтобы быть Леди / Искусство и культура / Искусство

    Из книги Итоги № 53 (2011) автора Итоги Журнал

    Слишком Гага, чтобы быть Леди / Искусство и культура / Искусство Ее признали самой влиятельной поп-звездой в мире. По версии Forbes она возглавляет список богатейших знаменитостей планеты. Она икона нового времени. А три года назад никто

    Слишком Гага, чтобы быть Леди / Искусство и культура / Искусство

    Из книги Итоги № 51 (2011) автора Итоги Журнал

    Слишком Гага, чтобы быть Леди / Искусство и культура / Искусство Ее признали самой влиятельной поп-звездой в мире. По версии Forbes она возглавляет список богатейших знаменитостей планеты. Она икона нового времени. А три года назад никто

    Слишком Гага, чтобы быть Леди / Искусство и культура / Искусство

    Из книги Итоги № 47 (2011) автора Итоги Журнал

    Слишком Гага, чтобы быть Леди / Искусство и культура / Искусство Ее признали самой влиятельной поп-звездой в мире. По версии Forbes она возглавляет список богатейших знаменитостей планеты. Она икона нового времени. А три года назад никто

    История как искусство / Искусство и культура / Художественный дневник / Замечено "Итогами"

    Из книги Итоги № 12 (2013) автора Итоги Журнал

    История как искусство / Искусство и культура / Художественный дневник / Замечено "Итогами" История как искусство / Искусство и культура / Художественный дневник / Замечено "Итогами" Борис Акунин начинает писать «Историю государства